Рассекречивание документов об убийстве Джона Кеннеди происходит в столь интересный политический момент, что невольно заставляет задуматься о том, «что бы это значило». Не Дональд Трамп играет в параллели событий 1963 года и нынешнего дня, а сама американская ситуация даёт для этого все основания.
Однако эти документы не дадут ответа на один из главных вопросов американской истории.
«Кто убил Джона Кеннеди?» – ещё долго будет оставаться без внятного ответа. В официальную версию, что это сделал одиночка Ли Харви Освальд, давно уже не верит большинство американцев. Но привлечь внимание к убийству Кеннеди Трампу имеет смысл по целому ряду причин.
Во-первых, убийство Кеннеди остаётся одной из самых популярных тем в США – и Трамп, который рассекречивает тайные документы, показывает себя срывающим покровы, разоблачающим элиты. То есть человеком, не связанным внутриэлитной порукой, не участвующим во внутриэлитном заговоре. Который ведь состоит не только в том, что «рука руку моет», но и в том, чтобы скрывать преступления прошлых лет. По крайней мере, в этом убеждены многие американцы. И среди них Трамп получит дополнительную поддержку за внимание к документам по делу Кеннеди.
Буквально за несколько дней до рассекречивания Трампа уже успели обвинить в том, что он якобы собирается продлить секретность части этих материалов (вроде как по просьбе спецслужб). То есть и тут уже вели к тому, что «Трамп виноват». Но вскоре выяснилось, что Трамп как раз не хочет идти на поводу у спецслужб и оставлять гриф секретности на том, что секретным уже не является.
Таким образом, и это во-вторых, Трамп демонстрирует обществу, что ему не указ никакие спецслужбы. Тем более в ситуации, когда как минимум часть секретного сообщества замешана в тайной войне против него, то есть в той спецоперации по его дискредитации, которую американцы и весь мир наблюдают уже долгое время. Спецслужбы сливают информацию из Белого дома, ведут двойную игру, ищут поводы для импичмента президента – в общем, ведут себя так, как будто бы Трамп и в самом деле был ставленником России.
И тут возникает ещё одна параллель с делом Кеннеди: ведь в убийстве американского президента подозревают как раз американские спецслужбы. То ли ФБР в заговоре с техасскими элитами, то ли ЦРУ – есть разные версии, и они имеют такое же право на существование, как и версия «одиночки Освальда». В любом случае ноябрь 1963-го – это мощнейший провал американских спецслужб. Тем более удивительный и необъяснимый, если считать, что Освальд действовал самостоятельно. Ведь тогда получается, что президента сверхдержавы убил человек, находившийся в поле зрения и под наблюдением профессионалов, которые умудрились не заметить его планов на убийство президента.
Это главная – и самая выигрышная для Трампа – параллель с нынешними событиями. Русский след. Да, в убийстве Кеннеди был огромный, просто гигантский русский след – Ли Харви Освальд всего лишь за полтора года до выстрелов в Далласе вернулся из СССР. Он эмигрировал в нашу страну в 1959-м, прожил здесь почти три года и вернулся в Штаты с русской женой и ребёнком. У него были прокоммунистические взгляды, и после жизни в России он даже научился говорить по-русски. И вот такой человек убивает президента США – что должны были подумать американцы? Что бывший морпех убил Кеннеди по заданию коммунистов из Москвы? Тем более после того, как всё отрицавший Освальд был застрелен и не мог уже ничего рассказать.
Но нет – тогда версия о причастности Москвы не получила никакого серьёзного развития. Не потому, что Россия и в самом деле не была причастна к убийству Кеннеди: новость об этом вызвала шок у спецслужб СССР, которые, кстати, не верили в то, что Освальд был способен в одиночку убить президента. Нет, американцев не заставляли поверить в то, что это русские убили Кеннеди, потому что слишком многие в американских элитах ненавидели молодого президента и слишком много было нестыковок в самом убийстве, чтобы попытаться повесить его на «исчадие ада из Москвы». Но если в событиях 22 ноября 1963-го даже откровенное русское прошлое Освальда не стало поводом для антисоветских истерик и приписывания убийства СССР, то почему же сейчас в победе Трампа ищут «русский след», хотя нет ни доказательств, ни даже каких-либо косвенных свидетельств его наличия? Почему «русской версией» уже год кормят американцев почти все национальные СМИ?
Смех смехом, а абсурдность «русской версии» становится ещё заметней на фоне убийства Кеннеди. И Трамп хочет заставить американцев увидеть это как можно чётче.
Но точно так же на фоне убийства Кеннеди ярче проступает и сходство двух президентов, что является самым важным, – оба имели огромное количество противников в истеблишменте. Причём если Кеннеди критически увеличил их количество за неполные три года своего президентства, то Трамп прорвался в Белый дом вопреки открыто выраженному нежеланию абсолютного большинства правящей элиты.
Теперь важно, чтобы и их жизни не закончились одинаково.
Пётр Эдуардович АКОПОВ