Елена Решетникова - Приезжайте на Соловки!

То, что ты попал в уникальный, удивительный мир, понимаешь почти сразу. Паломники в в дождевиках, местные жители на велосипедах или квадроциклах, бывалые рыбаки, степенные монахи, снующие рабочие, добрые собаки, коровы, мирно пасущиеся у могучих валунных монастырских стен, крикливые чайки, едва уловимый запах моря – всё это Соловки. 

Начало иноческой жизни на Соловках положили преподобные Савватий и Герман, которые в поисках молитвенного уединения прибыли на Большой Соловецкий остров в 1429 году. Спустя 6 лет, после кончины преподобного Савватия, стараниями святых Германа и Зосимы в диких и суровых местах был основан монастырь.  Спустя ещё 50 лет Соловецкий монастырь стал духовной твердыней Русского Севера.

Остров Анзер – второй по величине среди островов Соловецкого архипелага – иногда называют «Соловки Соловков». Сегодня это место пустынного уединения для самих соловецких монахов, поэтому посещение Анзера организует только Паломническая служба Соловецкого монастыря.

На подходе к острову ещё издали виднеется гора Голгофа и белый храм на её вершине. Об Анзере Пресвятая Богородица возвестила преподобному Иову Анзерскому в 1712 году: «Эта гора отныне зовётся Голгофою; на ней будет устроена великая церковь Распятия Сына Моего и Господа и учредится скит. Я Сама буду посещать гору и пребуду с вами вовек». 

Удивительно, но уже в наши дни обнаружили, что анзерская Голгофа стоит точно на одном меридиане с Голгофой иерусалимской. Несмотря на то, что остров – это глухое, заповедное, совершенно безлюдное место, во всём чувствуется заботливая хозяйская рука. Вот раскинута палатка для паломников, в которой можно передохнуть и спрятаться от ветра и непогоды, вот заботливо перекинуты мостки через большую лужу на дороге. Только захотел попить – а вот и источник с вкуснейшей водой и предусмотрительно оставленные кружки. Сегодня здесь активно возрождается монашеская жизнь. В Свято-Троицком и Голгофо-Распятском скиту идут ночные службы, восстановлен и в 2008 году освящён каменный храм Распятия Господня на горе Голгофа.

«Это иначе как чудом не назовёшь, – говорит сопровождающий паломнической группы Лев. – Вы бы видели, что здесь было в советское время! Ещё в 1992 году здесь были руины. Работы по восстановлению храма изрядно осложнялись не только удалённостью острова, но и труднодоступностью постройки – храм находится на вершине горы высотой 64 метра, самой высокой точке острова».

Чуть ниже каменного Распятского храма располагается деревянная Воскресенская церковь, построенная в 1715 году преподобным Иовом. Тогда же Голгофский скит и был учреждён, и содержался он на средства царя Петра I и его семьи. В 1924–1925 гг. в скиту были размещены политические заключённые, позже – штрафной изолятор для женщин. В конце 1920-х на Голгофе устроили тифозный госпиталь. От болезней здесь умерли сотни, а может, и тысячи людей. Церковь Воскресения Господня была застроена нарами в три этажа и вмещала в себя двести человек. Начальник местного отделения лагеря Белов называл церковь «кровавой харчевней». В сохранившихся документах особой комиссии, расследовавшей в 1930 году преступления лагерной администрации, приводятся допросы охранников, вскрывшие страшную картину издевательств над больными людьми. Про Белова там сказано: «Этот зверь в образе человека развлекался тем, что стаскивал с третьих нар за волосы больного и ослабевшего человека и ударял его с силой головой об землю». 

В начале февраля 1929 года в больничном отделении – алтаре Распятской церкви – скончался от тифа архиепископ Воронежский и Задонский Петр Зверев. В 1999 году его мощи были обретены за алтарём церкви, а в августе 2000 года он был прославлен в лике Новомучеников Российских Архиерейским собором Русской Православной Церкви. В феврале 2000 года Святейший Патриарх Алексий II благословил  возобновление монашеской жизни на Анзере. Знаменательно, что именно с Голгофы, места особого мученического подвига и благодати Божией, началось возрождение скитов Соловецкого монастыря.

На сегодняшний день сделано очень много. Возрождается монашеская жизнь, сейчас в Спасо-Преображенском монастыре 43 монаха. Восстановлен Преображенский храм в Соловецком кремле, почти закончены работы внутри Троицкого храма, ведутся масштабные работы в Трапезной, размеры которой чуть меньше Грановитой палаты Московского Кремля, поражает своим убранством наилучшим образом сохранившийся в лихие годы Благовещенский храм. 

На Соловках очень часто приходится слышать о разделении советского времени на «до» и «после»: страшное время террора, лагерей и ссылок – и хорошее время, начиная с 1970-х годов. При этом зачастую забывают, по какой причине старательно спасали, отстраивали и возрождали наше культурное наследие в это время. Ведь без первого не пришлось бы делать второе – Слава Богу, опомнились, спохватились, бросились сохранять то, что уцелело в лихую годину.

В начале 1920-х годов на Соловецких островах работали многочисленные комиссии по изъятию монастырских ценностей. Только комиссией по изъятию ценностей в пользу голодающего Поволжья в мае 1922 года было отправлено в Москву 19 ящиков: более 84 пудов серебра, 10 фунтов золота, 1988 драгоценных камней. Сотрудники Главмузея, прибывшие в то время на Соловки для контроля за работой комиссии, охарактеризовали её деятельность как «акт вандализма». В храмах стояли ободранные иконостасы, валялись порушенные иконы, колокола были сброшены и отправлены на переплавку. Всего ценности на Соловках изымали трижды. Как и повсюду в стране, на Соловках вскрывали и оскверняли мощи святых, экспонируя их в антирелигиозном музее. Сегодня мощи святых угодников Божиих обрели покой под сенью основанной ими обители.

В июне 1920 года на островах был создан лагерь принудительных работ, который стал предтечей Соловецкого лагеря особого назначения, организованного в 1923 году. Перед революцией в Спасо-Преображенском монастыре был 571 монах, около 500 послушников. По-разному сложились их судьбы после прихода на Соловки советской власти. Многие насельники остались в обители, продолжая выполнять послушания, трудясь на различных промыслах и производствах.

Соловецкий лагерь предназначался для содержания политических врагов новой власти и наиболее закоренелых уголовных элементов. Кроме того, это было крупнейшее место заключения православного духовенства. По мнению организаторов лагеря, Соловецкие острова были наиболее удачным местом для размещения большого числа заключённых: важными факторами была удалённость этих мест и наличие всей необходимой инфраструктуры. Уже к концу 1923 года лагерь насчитывал более 4000 заключённых. Соловецкий лагерь начала 1930-х годов – это огромный хозяйственный комплекс, раскинувшийся от Мурманска до Урала, поставлявший кадры для системы ГУЛАГ.

По официальным данным, около 80-90 тыс. человек прошло только через острова архипелага. Единственное место на островах, где не мучили и не расстреливали людей – это Ботанический сад. Там размещалась комендатура лагеря.

На сегодняшний день нам известно более полутысячи имён священнослужителей – заключённых Соловков, из них свыше 80 – митрополиты, архиепископы и епископы. По воспоминаниям людей, прошедших Соловки, в лагере священнослужители держались с большим достоинством и мужеством. Своим личным примером они показывали, как достойно можно нести свой жизненный крест даже в таких нечеловеческих условиях. Они никогда не возражали против назначения на ту или иную работу, не жаловались на болезни, не шли на компромиссы с лагерным начальством.

Данные о числе погибших в лагере за всё время его существования разнятся: официальные источники приводят цифру 20 тысяч человек, М.М. Розанов писал о 43 тысячах. С учётом всех материковых отделений всего в лагерях СЛОН погибло до 1 млн человек.

Мало кому удавалось совершить побег из лагеря. Согласно отчёту Управления СЛОН, в 1926–1927 гг. бежало 200 заключённых, из них всего 12 – с островов. Большая часть бежавших была задержана, однако были и те, кому удалось благополучно пересечь финскую границу. Среди них – С.А. Масальгов, Ю.Д. Бессонов, Б.Л. Солоневич. Все они оставили воспоминания о жизни в лагере, благодаря которым мировая общественность узнала о нечеловеческих условиях содержания заключённых.

За рубежом поднялась кампания против использования рабского труда на лесозаготовках, а США даже отказались покупать у Советского Союза лес. Тогда-то и было решено использовать авторитет хорошо известного за границей А.М. Горького, которому было предложено посетить Соловецкий лагерь в сопровождении Г. Бокого, начальника Спецотдела ОГПУ, куратора лагеря, и оставить отзыв. Писатель пробыл на Соловках полтора дня. Кроме Центрального отделения в кремле, он посетил и штрафной изолятор на Секирной горе. По возвращении в Москву он написал очерк «Соловки», в котором рассказал о Соловках как о месте, где идёт нелёгкий процесс «перековки» посредством труда старого человека в человека новой формации, перевоспитания «социально опасных» элементов. «Вывод ясен, такие лагеря, как Соловки, нам нужны», – отметил классик советской литературы.

 «Остаётся только догадываться, почему Горький оставил такой отзыв, – разводит руками экскурсовод нашей группы Марина. – Наверное, времена были такие…». Как хорошо, что сегодня наступили другие времена, времена осмысления и покаяния.

После того, как в 1939 году был закрыт СЛОН, в 1942 году в монастырских помещениях была развёрнута школа боцманов и юнг. В 1944 году был основан посёлок Соловецкий, а в 1969 году на острова потянулся самый разный люд. До 1991 года в посёлке находился городок военных моряков при базе Северного флота. Сегодня здесь проживает около тысячи человек. «Здесь нет коренного населения, – объясняет экскурсовод Кирилл, приехавший поработать на сезон из Санкт-Петербурга. – Даже в третьем поколении здесь никого нет. Все приезжие». При этом на острове не было и нет случаев воровства. Это повелось исстари, ведь поморы очень ценили свою репутацию, – только чувство плеча, взаимовыручка, безграничное доверие друг к другу помогали выжить в столь суровых условиях.

Кто-то приезжает сюда на заработки сезонно, но большинство, приехав раз, возвращаются сюда по велению души и зачастую остаются здесь навсегда. История семьи Михаила и Натальи очень показательна. В своё время Михаил по работе отправился на Соловки в командировку. «Вернулся, полный впечатлений, и предложил:  "А давай мы туда переедем?" – рассказывает Наталья. – Я очень удивилась, возмутилась даже. Думала, он с ума сошёл. Потом не спала ночь, всё думала, а утром почему-то решила – едем!». Продали в Саратовской области квартиру и вот уже 7 лет живут в Соловецком. Обзавелись хозяйством и ни разу не пожалели о переезде.

Каждый здесь находит что-то своё. «Вот теперь я знаю, что значит – много ягод! Столько черники никогда в жизни не видел!» – радуется паломник Роман, показывая лесные трофеи жителю посёлка. «А листочки зелёные на кустах было видно? – интересуется тот. – Если да, то и в лес ходить не стоило, время своё тратить».

Всё познаётся в сравнении. Но благодать, буквально разлитую в здешнем воздухе, нельзя не почувствовать любому, побывавшему в этих святых местах. Интересно, что даже узники Соловецкой тюрьмы, находившиеся здесь в XVIII, XIX веках, после окончания срока заключения стремились вернуться сюда и оставались жить на острове. Читаем на одной из могильных плит, что находится в пределах кремля: «Здесь погребено тело почившего Кошевого бывшей некогда Запорожской грозной Сечи казаков Атамана Петра Кольнишевского, сосланного в сию обитель по Высочайшему повелению в 1776 году на смирение. Он в 1801 году по Высочайшему повелению был освобождён, но уже сам не пожелал оставить Обитель, в коей обрёл душевное спокойствие смиренного Христианина, познавшего свои вины».

Воскресная служба в Троицком храме проходит «на одном дыхании». Стройное пение хора, сдержанный и протяжный северный распев помогают душе устремиться ввысь. И хотя работы по восстановлению внутреннего убранства храма ещё не закончены, а вместо многих икон – постеры с изображениями святых, чувство радостного умиления не покидает тебя

Здесь Бог ощущается во всём – в звенящей созерцательной умиротворённой тишине, в строгой красоте северной природы, ягодном изобилии лесов, суровом характере Белого моря. А ещё Соловки – это Русская Голгофа. Об этом напоминают берёзы-кресты на Анзере. Как рассказывают в паломнической службе, в страшные лагерные времена на острове выросло более 3000 деревьев-крестов. Бог поругаем не бывает! Упование на Бога во всём, мученические страдания тысяч невинно пострадавших заключённых лагеря СЛОН освятили острова. Соловецкий монастырь сберегает память не только о преступлениях богоборческой власти, но и свидетельства высочайшего духовного подвига наших соотечественников, сумевших сохранить в себе любовь к Богу и людям, претерпеть тягчайшие испытания и не предать свою совесть.

«Не надо ассоциировать Соловки только с местом заключения», – просит только что прибывших постояльцев гостиничного комплекса турлидер Алина. Действительно, прожив здесь всего пять дней, понимаешь, что Соловки – это целая вселенная для любознательных путешественников, которых ждёт много открытий, ведь всё кругом дышит историей.

Сегодня монастырь, как и прежде, духовная, культурная, экономическая доминанта здешних мест. В посёлке кипит жизнь, открываются новые гостевые дома, кафе, рестораны. Доска объявлений на центральной улице пестрит предложениями об экскурсиях, сдаче жилья, услугах такси, организации рыбалки. Сюда охотно приезжает работать молодёжь. Так, уже стала традиционной экспедиция ребят из Московской киношколы на Секирную гору. Приезжают потрудиться в скитах монастыря и ученики окрестных воскресных школ. Радостно видеть, что сегодня на острове работает много молодёжи. Молодые турлидеры, экскурсоводы, сотрудники гостевых домов, ресторанов, кафе энергичны, легки на подъём, окружают туристов вниманием и заботой.

Здесь особый неповторимый мир, прикоснувшись к которому понимаешь, что обязательно приедешь сюда ещё. В этом году Святейший Патриарх Кирилл по традиции посетил святую обитель в день памяти преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких. Его подарок монастырю стал глубоко символичным. Это икона архиепископа Богучарского Серафима (Соболева), Софийского чудотворца, выдающегося религиозного деятеля русской эмиграции, совсем недавно прославленного Русской Православной Церковью в лике святых. Образ нашего покаяния и возрождения.

Елена Леонидовна 
Решетникова