Вольтер, Учитель и честь Отечества

В октябре, несмотря на многочисленные протесты и дискуссии, на экраны кинотеатров вышел пресловутый фильм Алексея Учителя. Фильм, в котором русский монарх и его августейшая супруга изображены так, что я не стану снова разбирать сюжет скандальной картины.

Но проведу историческую параллель с поэмой Вольтера «Орлеанская девственница», написанной в XVIII столетии. С поэмой, в которой национальная героиня Франции была изображена в пошло-сатирической манере. Позднее А.С. Пушкин очень ярко охарактеризовал творческую деятельность Вольтера: «Он сатаническим дыханием раздувает искры, тлевшие в пепле мученического костра, и как пьяный дикарь пляшет около своего потешного огня. Он как римский палач присовокупляет поругание к смертным мучениям девы».

Возможно, режиссёра «Матильды» не совсем корректно сравнивать со всемирно известным антихристианским мыслителем, но как же подходят здесь обличающие слова А.С. Пушкина! Не менее, чем поступок Вольтера, русского поэта возмутила реакция французского общества: поэму читали в светских салонах, несмотря на запрет цензуры, и «никто не вздумал заступиться за честь своего отечества». Пушкин делает жёсткий, но справедливый вывод: «Жалкий век! Жалкий народ!».

А как проявил себя наш народ сегодня, в аналогичной ситуации? Он ответил мощной волной негодования. Существует скептическое мнение, что действия Н.В. Поклонской, да и весь скандал вокруг картины – это реклама довольно посредственному фильму. Отчасти это верно, но тем не менее следует гордиться возникшим протестом и тем, что его возглавила такая яркая личность: сегодня среди русских нашлись те, кто заступился за честь своего отечества, как бы пафосно это ни звучало. Вспоминаются слова А.В. Суворова: «Благодари Бога, что ты русский!».

Продолжая разбор исторической параллели, отметим, что хочется видеть власть современной России, ориентирующуюся не на либеральные ценности, а на то, что свято для нацио-нально мыслящих граждан. Увы, в современном правовом поле России нет механизмов, позволяющих государству легко провести цензуру, но неужели нельзя встать на сторону тех, кому дорога всё та же, упомянутая Пушкиным «честь Отечества», чтобы просто поддержать оскорблённых патриотов своим мнением? Русский народ повёл себя гораздо достойнее французов, оказавшихся в схожей ситуации.

Семён ЛОПУХОВ,
студент факультета 
политологии МГУ