Протоиерей Александр Шестак - «Главное событие моей жизни – обретение веры»

 

  10 ноября – День российской полиции

 

Среди многоэтажек района Коньково, на территории Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя, уютно расположился небольшой храм-часовня Архангела Михаила. С его появлением молитвенную помощь и утешение смогли получать не только курсанты и личный состав учебного заведения МВД, но и жители окрестных домов. Мне удалось поближе познакомиться не только с историей и современной жизнью необычного храма, но и с его настоятелем – протоиереем Александром ШЕСТАКОМ, полковником милиции в отставке, кандидатом юридических наук, заведующим сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооружёнными Силами. Переступая порог храма, я была готова увидеть строгого и взыскательного пастыря, однако меня встретил, как мне показалось, удивительно спокойный и уравновешенный священнослужитель, умудрённый опытом прожитой жизни. Уже после общения с ним я понимала, что та атмосфера доброжелательности и любви, которой напитан этот храм, могла быть создана только вокруг мудрого и любящего пастыря. Наша беседа – о пройденных дорогах жизни: отцу Александру удалось совместить пути служения не только в силовых ведомствах, но и в церковных структурах, и даже заявить о себе в литературных кругах

Протоиерей Александр Шестак родился через четыре года после окончания Великой Отечественной войны в Горловке – городе, известном сегодня по сводкам боевых действий в Новороссии. Трудовую жизнь начал с 15 лет, работал токарем на машиностроительном заводе, одновременно продолжая учебу в средней школе рабочей молодёжи. Далее – всё, как обычно в то далёкое время: спортивная подготовка к службе в армии – занятия в секции по классической борьбе, служба в Советской Армии, по демобилизации – работа в милиции и учёба на юридическом факультете в МГУ. Перед поступлением в Академию МВД четыре года работал в должности заместителя начальника городского отделения милиции Москвы.

Два года учёбы в Академии МВД СССР позволили получить не только дополнительные управленческие знания, но и одновременно сдать кандидатские экзамены, а затем – поступить в адъюнктуру, где ещё три года продолжилось обучение и написание кандидатской диссертации. После её защиты отец Александр работал в научно-исследовательском центре Академии МВД по направлениям: криминология, уголовное право, изучение преступности, личности преступника, прогноз преступности. 

Однако в 1996 году Господь посылает отцу Александру скорбь. Именно с этого момента происходит переоценка ценностей. Появляется осознание того, что настала пора подумать о своей душе, получить азы церковной жизни человека. И снова учёба – в Центре духовного образования военнослужащих при Православном Свято-Тихоновском богословском институте.

Отца Александра в 2002 году рукополагают в диаконы, а в 2004 году – в священники с назначением в Благовещенский храм в Петровском парке. В это время отец Димитрий Смирнов призывает его к работе в Синодальный отдел по взаимодействию с Вооружёнными Силами и правоохранительными учреждениями словами: «Твои профессиональные качества нужны здесь, в Синодальном отделе».

– Отец Александр, сегодня трудно представить вас служителем правопорядка: в форме сотрудника милиции, с кобурой на поясе, готовым в любой момент встать на защиту граждан, подвергшихся нападению преступников. Тихий голос, ласковый взгляд, обезоруживающая улыбка. Смогли бы те, с кем вы встречались по долгу службы, узнать вас?

– Многие, с кем я раньше служил в МВД, сегодня с трудом узнают во мне прежнего сотрудника органов внутренних дел. Изменился я не только внешне – борода, длинные волосы, но и внутренне – совершенно другие ценности, определяющие цель и смысл жизни.

– Можно ли сказать, что всю свою жизнь вы шли к принятию этого решения, искали священнического служения, пусть даже неосознанно?

– Наверное. В отрочестве я с ребятами пытался подражать героям романа «Три мушкетёра» и, соответственно, были у нас деревянные шпаги и что-то похожее на одежду с крестом на спине. Однако это увлечение продлилось примерно два года. Много позже замечал странную закономерность: в процессе общения с незнакомым человеком он вдруг начинал рассказывать сокровенные моменты своей жизни. При этом я ни о чём не спрашивал, а сам рассказывал про себя. Собеседник проникался доверием и открывал свою душу. Кроме того, потом сообщал, что сам не понимал, как мог поведать какие-то сокровенные вещи, о которых другим не рассказывал. Тогда мне было это непонятно. Оказывается, у человека есть потребность рассказать кому-нибудь то, что его волнует.

Сейчас на исповеди я поступаю также, начинаю разговор не о грехах, а узнаю, чем человек дышит – где учится или кем работает, состояние здоровья, с кем проживает, какие события привели его в храм.

Часто многие не приходят в храм лишь потому, что у них сложилось негативное отношение к Церкви и прежде всего к священникам. Однако при посещении их на дому по различным нуждам чаще всего устанавливаются добрые, доверительные отношения, и люди начинают видеть в священнике обычного человека, особенно если это посещение заканчивается чаепитием. Нередко после такого визита супруги венчаются и становятся постоянными прихожанами храма.

– Вам удалось создать в храме удивительную, тёплую атмосферу. Поделитесь секретом.

– Ничего удивительного здесь нет. Господь заповедовал: «Да любите друг друга». Надо в каждом человеке видеть образ Божий. Наши прихожане приветливые, на службе не толкаются, пропускают вновь пришедших внутрь храма. На коленопреклоненной молитве мы постилаем для прихожан ковры, чтобы коленки не устали на долгой молитве, даром раздаём просфоры, а на Пасху и Рождество дети и многие прихожане получают подарки в виде куличей и наборов из конфет. Стараемся, по слову Божию, быть «ловцами человеков».

– На первый взгляд, точек пересечения служений сотрудника МВД и священника – нет. Так ли это?

– Врачи, полиция, священнослужители – три призвания одного порядка, и направлены они непосредственно на человека. Если полиция носит силовой характер служения, которое ставит своей задачей задержать и удержать, то врач лечит человеческое тело, а священник старается лечить душу. Если человек не прислушивается к тому, что говорит священник, он часто попадает в руки врачей, а иногда и в руки сотрудника полиции. Причина преступления и греха – одна.

– Расскажите, как вы появились в стенах Московского университета МВД в качестве священнослужителя?

– Я был знаком с начальником университета и договорился проводить лекции по основам православной культуры. Это была моя инициатива. Потом родилась идея построить храм. Начальник предложил соорудить деревянный храм, но потом пришли к решению возвести каменный. Денег на постройку не было, поэтому мы искали благодетелей, воссылая молитвы Богу. Через шесть лет Господь послал нам спонсора, который уже к 2010-му году приступил к работе по проектированию будущего храма. В июле 2012 года храм был готов, а 7 ноября освящён в честь святого Архистратига Михаила.

– Какова была реакция курсантов и слушателей на ваше «вторжение»?

– Приняли достаточно хорошо. Однако потребность в занятиях у курсантов небольшая. Она зависит от преподаваемого материала, от личного состава. Иногда курсанты занимаются своим делом на моём предмете или даже спят.

– Настолько скучными кажутся лекции?

– Нет. Есть и объективные причины, влияющие на настроение курсантов, – часто занятия ставят после обеда. Как говорится, до обеда они борются с голодом, а после обеда – со сном.

Миссия священнослужителя в стенах учебных заведений МВД непроста. Но всё же. Возможно ли изменить ситуацию – поменять мировоззрение, принципы поведения в жизни, ход мыслей?

– Сложно. Бывает, встречаются среди курсантов атеисты. На последнем занятии о православном понимании происхождения жизни выяснилось, что не все верят в Бога. Это обычное явление. Потом я рассказывал о Евгении Родионове, который не снял крест, за что был казнён боевиками. На это мне ответили, что можно было бы как-то обмануть боевиков и снять крест, оставаясь христианином, и тем самым сохранить себе жизнь. Само предложение курсанта свидетельствует лишь о том, что в аналогичной обстановке этот человек мог поступить, как и предлагал. Первые три века христианства были такие же испытания, предлагалось принести жертву идолам. При этом христиане не обманывались и осознанно шли на смерть. Боевики на полдороге не останавливались. Сначала требовали снять крест, потом принять ислам, а затем давали в руки оружие с предложением расстрелять своих товарищей.

– Как вы считаете, какое событие стало главным в вашей жизни?

– Главное событие – мой приход к Богу, моё рукоположение. Всё остальное – лишь подготовка к этому. Служение у престола – главное, что есть в моей жизни, ничего выше этого служения нет.

 

Беседовала 

Анастасия Константиновна Яковлева