Александр Розочкин - Шашлык из «Златого тельца»

 

Спасо-Андроников монастырь в столице чудом уцелел. Ему повезло больше, чем многим златоглавым собратьям: его оставили как помещение, а не стёрли в порошок. Но сколько кощунства пришлось пережить древним стенам – уму непостижимо! 

 

Будучи закрытым в 1918 году – вместе с Ивановским и Новоспасским монастырями, – он становится одним из первых концентрационных лагерей ВЧК для русского офицерства и политических противников большевистского режима. В Божьей обители в регулярном порядке производятся массовые расстрелы. С 1922-го здесь располагается колония для бродяг. В 1928-м территория передаётся заводу «Серп и молот», чтобы в монастырских зданиях, в том числе и храмах, разместились двести комнат для рабочих.

В это время значительной частью сносится местный некрополь. Тот самый некрополь, где покоились останки витязей поля Куликова, ратников Северной и Семилетней войн, а также Отечественной войны 1812 года. Тот самый национальный некрополь, где были захоронены основатель русского театра Ф.Г. Волков, меценат Демидов, тысячи представителей именитых дворянских родов. Чуть позже воинствующими атеистами подчистую уничтожается колокольня, вторая, кстати, по высоте в Москве шла после колокольни Ивана Великого...

Несмотря на постановление 1947 года о создании в Андрониковом монастыре историко-архитектурного заповедника имени русского художника Андрея Рублёва, в первую половину хрущёвской оттепели работы замораживаются. Лишь в 1960 году Никита Сергеевич даёт своё царственное добро. Вероятно, учитывая письма в поддержку музея со стороны авторитетнейших советских учёных, а также с оглядкой на ЮНЕСКО, провозгласившего 1960-й год годом русского иконописца Андрея Рублёва и по случаю 600-летия со дня рождения.

В лихом 1993 году мир облетает научная сенсация. Под престолом Спасского собора обнаружено неизвестное доселе захоронение, с высокой долей вероятности принадлежащее самому Рублёву и его сподвижнику Даниилу Чёрному.

Оглянемся ещё раз на монастырский некрополь. Безбожники-большевики на месте вековых упокоений воздвигли пролетарскую шашлычную. И, надо полагать, отдыхающих строителей коммунизма ничуть не волновало, что у них под ногами. Де-юре советской власти не существует уже более двадцати пяти лет, а вот де-факто... похоже, поменяли шило на мыло. Комиссарам было наплевать на прошлое во имя светлого будущего. Сегодняшним дельцам чихать на святыни ради куска пожирнее.

И вот два года назад предприниматель Алексей Александров приобрёл бывшую шашлычную с целью обустроить здесь центр китайской медицины. Бизнесмен вознамерился снести чудом уцелевшие остатки старинных захоронений, мотивируя сие тем, что никакого кладбища здесь отродясь не было, и требует эксгумировать останки. По словам столичного коммерсанта, в его распоряжении имеется достаточное количество видеоматериалов, где отчётливо видно: какие-то «безумные люди» приносят в полиэтиленовых пакетах непонятные вещи, отдалённо напоминающие кости. Потом они «это» повсюду разбрасывают и зарывают. А «специально обученные журналисты» достают «экспонаты» из земли и фотографируют. Об этом рассказало даже центральное телевидение (телеканал «Россия-1», программа «Вести» от 04.09.2017).

При полном попустительстве власть имущих православные активисты держат оборону у древней Божьей обители. Неравнодушные русские люди приходят к монастырским стенам, чтобы не дать свершиться очередному святотатству. Не для галочки, не ради показухи, но помня вечные слова: «Вера без дел – мертва есть», они восстанавливают историческую справедливость, перезахоранивая усопших, с чьим прахом когда-то обошлись по-большевистски, а сегодня его мечтают закатать в асфальт, чтобы ценителям китайской терапии было, где парковаться.

Президент Международного кинофестиваля славянских и православных народов «Золотой витязь» народный артист России Николай Петрович Бурляев, не оставшийся в стороне от происходящего, так прокомментировал ситуацию: «С историей Спасо-Андроникова монастыря меня познакомил ещё Андрей Тарковский. Для моей души это место и Кремль – особо значимы в истории России. Сюда должны приходить семьями. Отцы и матери будут рассказывать детям, что здесь лежат их русские предки. Те самые предки, которые за каждого из них жертвовали жизнью. Вот именно в этом смысле нет более важного социального объекта».

Руководитель организации «Русь Триединая», один из активистов, отстаивающих святыню от поругания, харьковский политэмигрант Сергей Моисеев дал чёткое определение происходящему: «Чего мы стОим как народ, когда в самом центре Русского мира происходит надругательство над памятью предков? Почто пенять, когда американцы отбирают какие-то посольские здания, если мы не можем навести порядок у себя дома? Но мне хочется верить: именно это место станет отправной точкой единения русских людей, а впоследствии – собирания разделённых русских земель. Очень важно, чтобы полученный на святом месте заряд духовной силы мы понесли дальше».

Александр Владимирович Розочкин