5 октября – Всемирный день учителя
Перед профессиональным праздником – Днём учителя – поделюсь стойким убеждением: нет ни одной реформы последней четверти века, которую нельзя было бы улучшить посредством отмены. Это же, конечно, относится и к реформе образования. Роберт Лей, высокопоставленный чиновник Третьего рейха, завещал: «Инновации – главный ваш инструмент. Под маркой экспериментов и заимствований иностранного опыта смело наносите удары ломом». Больше двадцати лет в стране идёт реформа образования: ломом добивается советская система образования, которая возвратила, по сути, опыт классического гимназического образования и главные достижения университетской системы ещё царской России. А что теперь? Об этом откровенно заявил профессор Московской школы управления «Сколково» Павел Лукша во время официального открытия форсайта (англ. «взгляд в будущее») – «Глобальное будущее образование»: «Классическое образование не удовлетворяет нуждам постиндустриального общества… Растёт запрос на получение не набора общих знаний и умений, а строго определённых навыков». То есть всё, что не приносит реальной пользы, дохода, как наше филологическое, историческое образование, – прагматически отвергается.
Отсюда такое отношение к гуманитарным наукам, к русскому языку и литературе, например, когда на них сокращаются часы при увеличении часов на английский язык и введении второго языка, когда родным школьники овладевать не успевают. Не нужны история, краеведение, основы Православия – все гуманитарные предметы, которые учат думать, сострадать и формируют сознание человека, его национальное мировоззрение. Вместо этого нам навязывают трансгуманизм, который нацелен на изменение человеческой природы, телесной и духовной, который формирует постчеловеков, киборгов.
Первая задача такой политики – это интеграция в глобально-образовательное пространство, которая должна работать на транснациональный бизнес, а не на Россию. Вторая – перевод людей на совершенно другую систему ценностей, перестройка мировоззрения. Отсюда – федеральные стандарты, которые заменили знания компетенциями, разрушительный ЕГЭ, приватизация и перевод на платные услуги, Болонская система, от которой отказались в самом Болонском университете, и все остальные псевдоновации. Отсюда – падение качества знаний, утечка мозгов и неимоверная англомания в учебных процессах.
Сейчас более 50 тысяч молодых россиян получают образование в других странах. Европейские и, в частности, англосаксонские страны пылесосом вытягивают лучшие умы. Этому способствуют рейтинги вузов: по их методологии, даже откровенно рекламной кампании – наши вузы сильно проигрывают. В выигрыше оказываются, конечно, те, кто принимает этот поток перспективных студентов. С одной стороны, молодые люди платят деньги за образование, а с другой – принимающее государство может на выходе получить работника с высоким уровнем образования. А если они и вернутся на родину, их система ценностей всё равно будет западной. На Западе умышленно предпочитают не использовать термин «утечка мозгов», подменяя его более мягким – «циркуляция умов». Но циркуляция предполагает обратное движение, а в данном случае это совсем не так. Циркуляция может быть внутри Евросоюза или между США и Канадой, но не в случае России или Индии, хотя последняя меня куда меньше волнует.
И тут мы уже входим в сферу нравственную, философскую, даже религиозную, потому что прекрасно понимаем, что речь идёт о том, чтобы подготовить людей к принятию глобальной системы управления и мировой верховной закулисы. И если мы будем говорить о внедряемой сегодня системе ценностей, о том мировоззрении, которое лежит в основе экономической и политической деятельности «хозяев» мира, то мы опять приходим к ключевому понятию – это трансгуманизм.
Сегодня так называемая экономика Запада, пройдя несколько этапов – от парового и электрического до атомного и информационно-технологического, подошла к так называемому шестому укладу. Если попытаться понять его сущность, то всплывёт главный и страшный вывод: раньше развитие техники и экономики работало на то, чтобы создать человеку благоприятные условия жизни, то есть было направлено на внешнее изменение условий существования индивидуума. Сегодняшние же технологии направлены на изменение самого человека и его сущности. То есть речь идёт об изменении телесной и духовной природы индивидуума – именно в этих целях используются новейшие технологии – НБИК-технологии: нано, био, информационные и когнитивные. Конечно, по ходу они создают ещё более комфортные условия для жизни немногих, но ключевое направление – это изменение человека как такового и превращение его в некий биообъект и основной источник манипулирования и прибыли. Об этом говорят хотя бы такие новации: в рамках форсайт-проекта «Образование-2030» уже к 2020 году должны быть созданы новые профессии – энергоаудиторы, ГМО-агрономы, IT-генетики, биоэтики, дизайнеры виртуальных миров, архитекторы виртуальности, дизайнеры интерфейсов, IT-проповедники, проектировщики мира интерфейсов, организаторы интернет-сообществ, эксперты образа будущего ребёнка, архитекторы трансмедийных продуктов. В сфере образования: модератор, тьютор, игромастер, ментор стартапов, разработчик инструментов обучения состояниями сознания, координатор образовательных онлайн-платформ. Ясна тенденция? Конечно, традиционный доцент и профессор в эту транснациональную программу шестого уклада не укладывается. Создаётся некая транснациональная образовательная бизнес-структура, которая превращается в канал по дальнейшей перекачке наших мозгов и наших технологий на Запад. Весь этот процесс курируют три структуры: ВШЭ, Сколково и Агентство стратегических инициатив (АСИ). Достаточно зайти на их сайты, чтобы увидеть, какие программы они уже реализуют.
Одним из ключевых механизмов перестройки сознания и демонтажа нашего образования как такового является онлайн-обучение. В Швеции, например, особенно для заочников, сумели гибко соединить элементы онлайн-обучения и традиционную систему лекций-семинаров. В России пойдут «другим путём»: убираем вузы классические, вместо них вводим убогое дистанционное обучение. Но есть ещё более зловещие планы. Недавно Эрик Шмидт, глава Google, высказал странную для айтишника мысль, некоторым пока не очень понятную, что интернет скоро умрёт. То есть интернет уже не столь эффективен для осуществления связи между конкретными людьми, для управления ими, и поставлена задача – создать нейронет. Что это такое? Если интернет позволяет соединять людей с помощью технологий и мультимедийных средств – ноутбуков, смартфонов и прочих гаджетов, то нейронет – это прямая связь между мозгом одного человека и мозгом другого человека на биологическом уровне. Вживляется чип, который даёт возможность людям непосредственно общаться не только на информационном, но даже на эмоциональном уровне. Далее создаётся целая сеть, управляемая из одного центра, которая даёт возможность уже непосредственно и полностью контролировать сознание того или иного человека. Создание и внедрение нейронета предусматривает разработанная в России программа мер по формированию принципиально новых рынков, которая называется Национальная технологическая инициатива (НТИ). В её разработке участвует, хочется это особо подчеркнуть, Министерство образования и науки. Так что наступление с ломом – продолжается.
Кто может противостоять? – только само педагогическое сообщество, остающееся верным традиционному классическому образованию. Да, ему живётся трудно, безпрерывные реформы и потрясения подрывают последние силы, оплата труда порой – унизительная. Лично я преподаю на кафедре журналистики Московского государственного института культуры десять лет, за это время сменилось 6 (!) ректоров. Что они могут успеть сделать принципиально нового и благотворного за мимолётный для культуры срок? Проявить свои амбиции, кадровые подходы, волюнтаристские задумки – можно, а руководящие и профессиональные способности – затруднительно. Потому растёт количество высокооплачиваемых проректоров, помощников, привилегированных преподавателей на персональных окладах, не отражающих их объективных заслуг и общевузовских достижений, но зато капитальный ремонт с закрытыми туалетами проводился не в каникулярное, а в учебное время, и это состояние непрерывной перекраски и перепланировки с нервотрёпкой – не отпускает. И только преданность делу, огромный опыт выживания на культурной ниве, несгибаемость характера отечественного просветителя помогает преподавателям не сломаться, но с честью выполнять свой долг. Какая-то непродуманная, ломовая образовательная политика. Или – отсутствие таковой.
С Днём учителя, коллеги!
Александр Александрович
БОБРОВ