В октябре прошлого года Святейший Патриарх Кирилл благословил участников общественного движения «За жизнь» и поставил подпись под петицией за запрет абортов.
С тех пор множество архиереев, священников и мирян присоединились к этому воззванию. Но дело движется не так успешно, как могло бы. Огорчает теплохладность православных в этом важнейшем вопросе – сохранения человеческой жизни.
«Великий проповедник покаяния Иоанн Креститель, – говорит святитель Димитрий Ростовский, – взывал в пустыне иудейской, обращаясь к приходящему народу: Покайтесь... сотворите же достойный плод покаяния (Мф. 3, 2,8). Что значит достойный плод покаяния?
Как объясняют толкователи, труд покаяния только тогда удовлетворителен, когда уравнивается по тяжести с содеянным большим грехом; и сколько человек поработал прежде греху, столько же он должен поработать Богу. <…> Достойные плоды покаяния те, которые сравниваются трудами своими с качеством и количеством содеянных прежде грехов. Неправедно покаяние того христианина, который некоторым кратким и лёгким ограничением потребностей своего тела хочет очиститься от долгих и тяжёлых смертных грехов» (проповедь в праздник Торжества Православия).
Смертоносная машина «узаконенного» убиения младенцев – этот страшный молох, запущенный указом безбожников во главе с Ульяновым-Лениным, действует в нашем Отечестве до сих пор и губит миллионы наших детей. А мы при этом не то что не обнажаем оружие, соответствующее угрозе, а продолжаем жить так, как будто этому молоху не приносятся в жертву всё новые жертвы. Удивительно, что Господь ещё терпит это.
Гнев Божий изливается, когда переполняется чаша долготерпения Божьего, и милосердие Его не бывает вовремя и правильно понято и оценено. Когда человек (или народ в целом) не приносит покаяние с плодами его. Возмездие за грех – смерть (Рим. 6, 23), говорит Писание. И только долготерпение Божие, ожидание Им нашего покаяния и исправления является причиной того, что гнев Божий ещё не обрушивается на нас во всей своей испепеляющей полноте. Нераскаянность лежит страшной печатью на всём нашем народе.
Мы много говорим о возрождении Отечества, но все эти разговоры останутся пафосной болтовнёй, если страх Божий не понудит нас со всей серьёзностью и решимостью привести наше законодательство в соответствие с Законом Божиим. И как бы ни «кипятились» безбожники и либералы – другого пути возрождения нашего Отечества нет и не будет. Возмущения по поводу «запретов» – это излюбленная либералами тема «пестования меньшинства», зачастую кичащегося своей греховностью, но требующего публичного признания своей нормальности.
Забота государства заключается в том, чтобы максимально облегчить гражданину совершение всякого благого и доброго дела, т. е. чтобы женщина захотела сохранить, выносить и родить ребёнка. Замечательно создавать великую и могучую армию, флот, строить космодромы, стадионы и мосты, но всё это становится причиной большего гнева Божьего, если продолжает существовать страшная нищета, невыносимые условия физического и нравственного существования, отчаяние и ужас, побуждающие женщин убивать своих детей.
Главная задача сейчас в стране – охранение жизни, поддержка семьи, достойное воспитание человека. И всё, что относится к этому, – почтим главным, а всё остальное – второстепенным. Увидим, как преобразится жизнь нашего Отечества! Не может не преобразиться, потому что любовь к человеку в свете любви к Богу и послушания Его заповедям, благоговейного хранения чистоты веры – это залог нашего общего созидания. И если главные силы Отечества будут направлены на исполнение этой правды – Сам Бог будет нам поспешником, руководителем и помощником. А если с нами Бог – то кто против нас?
Мы предлагаем мобилизоваться для важнейшей проблемы сохранения жизни человека в свете правды Божией. Это – общее дело, где Церковь и государство действительно могут «идти рука об руку». Церковь со своей стороны прилагает и будет прилагать все усилия к оказанию помощи семьям и матерям, оказавшимся в трудном положении. Уже сейчас в стране созданы более пятидесяти центров помощи матерям-одиночкам, центры духовной и материальной поддержки «неблагополучных» семей. Но Церковь – это не только церковные работники, Церковь – это каждый крещёный человек. И если ты крещён, если ты считаешь себя православным, то важно всерьёз задуматься: а что я конкретно могу сделать для того, чтобы послужить Богу и людям.
Беду узаконенного детоубийства не одолеть силами ка-ких-то отдельных «специалистов». Нет! Эта борьба – наше общее дело, общая беда и общая наша ответственность. Потому что, как говорил преподобный Паисий Святогорец: «Если евангельскую заповедь нарушает один человек, то ответственность падает на него одного. Однако если что-то противоречащее заповедям Евангелия становится государственным законом, то гнев Божий приходит на весь народ – для того, чтобы его воспитать».
Первое, что мы должны сейчас сделать, – это возвысить наш общий народный голос в защиту жизни. Обратиться к властям с единодушной просьбой на законодательном уровне защитить человеческую жизнь с момента её зачатия. Сейчас не время расслабленной отстранённости. Чтобы нам не оказаться в числе тех, кого «постыдится Христос», давайте засвидетельствуем свою веру в Него посильным участием в защите жизни. Нужно только не быть равнодушным, изъявить свою добрую волю. А польза от нашего общего неравнодушия будет очевидной – тысячи, а может быть, и миллионы спасённых жизней.
Священник Димитрий ШИШКИН