Будучи в паломничестве в одном из северных монастырей Руси, однажды я стал свидетелем такой картины: прямо во время богослужения приоткрывается щёлочкой диаконская дверь в иконостасе, и из алтаря на амвон выходит... толстый полосатый кот.
Подняв трубой роскошный пушистый хвост, четвероногий «алтарник» неспешно, ни на кого не обращая внимания, пересекает весь храм и исчезает где-то за свечным ящиком...
Наверное, многие из нас задавались вопросом: откуда котам такие привилегии? Отчего кошка – единственное животное, которому не возбраняется не только жить при храме и ходить где вздумается, но даже заходить в алтарь, а другому постоянному спутнику человека – собаке – нельзя даже приближаться к церковным вратам
Собакам в храм нельзя, а в дом – можно
В Священном Писании однозначного ответа на эти волнующие вопросы найти не удаётся. Собака, правда, многократно попадается в Ветхом Завете как животное нечистое, грязное, порочное, но, как известно, в Новом Завете Господь через чудо, явленное апостолу Петру (Деян. 10, 9–15), «обнулил» это ветхозаветное деление животных на «чистых» и «нечистых» («что Бог очистил, того ты не почитай нечистым»). Кошка же в Библии не упоминается ни разу. Так что ответы на вопросы о допуске или недопуске животных в храм следует искать в Церковном Предании и святоотеческом наследии. Но очень многое определяется сложившимися традициями, а то и просто суеверием. Например, ни у кого из святых отцов вы не найдёте указания на то, что если в храм забежала собака, то его якобы надо переосвящать. И в уставе такого не сказано. Но часто случается, особенно в сельских церквях, что храм окропляют святой водой, если туда забегала собака. Эта благочестивая традиция существует более для успокоения мнительных прихожан, но уставом она не предусмотрена.
Точно так же никакими установлениями не запрещается православному христианину держать собаку в доме. Приходится слышать, что это нехорошо, поскольку, мол, в доме присутствуют святые иконы, свечи, лампады, а на собаке может «бес приехать». Вот что говорит об этих предрассудках Святейший Патриарх Московский и всея Руси КИРИЛЛ:
«Я хорошо отношусь к животным и очень люблю собак. У меня есть три собаки в Москве и две в Смоленске. Никогда Церковь не считала собак нечистыми животными, никогда не запрещала им входить в помещение. Очень многие выступают против того, чтобы собака заходила в храм, но не по богословским мотивам, а по причинам чисто традиционного, исторического характера, укоренённым, как мне кажется, в представлениях о гигиене. Никакой мистики, связанной с собаками, нет, и тем более не существует никакого «антисобачьего» богословия. Надо любить животных, потому что, проявляя любовь к животным, мы тренируем наши человеческие эмоции, становимся более человечными».
Протоиерей Максим КОЗЛОВ, профессор МДА, настоятель храма преподобного Серафима Саровского в Москва-Сити:
«Собаки очень хорошие животные, и они, как и все животные, сотворены Богом, поэтому каждый человек может держать дома любое количество собак, если только это не становится для него страстью. Но встречаются случаи, когда священники отказываются из-за собак освящать квартиры. Также иногда можно столкнуться с тем мнением, что собака – «плохое» животное, в неё может вселиться бес. Подобные заявления носят личный характер, то есть они никогда Церковью не догматизировались».
Кстати, покойный Патриарх Московский и всея Руси Алексий II держал у себя дома, келейно, трёх собак – дворняжку Чижика, мопса Кешу и пекинеса Пушка. А из Беслана, который посетил после страшной трагедии, привёз четвёртую – подарок от бесланских школьников, пуделя Тусю. Святейший вообще очень любил животных, и не только кошек и собак. И они его любили, чувствуя безконечную доброту и внутренний свет, исходившие от Патриарха.
Протоиерей Димитрий МОИСЕЕВ, настоятель храма св. мч. Иоанна Воина, Екатеринбургская епархия:
«В Русской Православной Церкви есть традиция, запрещающая вводить собак в храм, поскольку пребывание собаки в нём не является уместным в силу присущих ей особенностей. Однако это запрещение касается только храма и мотивируется отнюдь не тем, что собака оскверняет святыню и препятствует благодати Божией пребывать в храме. Соответственно, и наличие собаки в доме никоим образом не может помешать благодати. Отгоняет от нас эту благодать не собака, а наша греховная жизнь, освободиться от которой гораздо сложнее…»
Расскажу об одном случае, бывшем со мной недавно. Однажды мы с друзьями по автоклубу «УАЗ Патриот» ездили на экскурсию в Переславль-Залесский. Посетив два монастыря и несколько музеев, решили на своих уазиках объехать Плещеево озеро с запада и попасть к роднику св. вмч. Варвары. Этот святой источник находится в 12 километрах от Переславля, и в распутицу попасть к нему можно только на внедорожнике. Когда мы подъехали, там не было ни души. А у открытой калитки в ограде сидела собака, смотревшая на нас умными глазами. Мы пошли на источник – и она пошла… Молча, рядом, ничего не прося, но и далеко не отходя. Не заходя под освящённую сень у ключа, остановилась, села, смиренно подождала, пока мы помолимся, приложимся к образу и наберём воды – и так же молча пошла с нами обратно. Умная собака, словно аккуратный страж святого источника, проводила до ключа и обратно каждую семью из нашей команды, ни разу не гавкнув, не приставая, не нарушая благоговейную тишину святого места. А когда мы уезжали – снова уселась на свой пост перед калиткой…
Усатым – привилегии
Об отсутствии чётких уставных уложений о «правах» животных в храме свидетельствует и то, что Русская Православная Церковь – единственная из поместных Церквей, в которой действует неписаное правило, позволяющее котам и кошкам свободно входить не только в храм, но даже заходить в алтарь, что непозволительно никому, кроме них. Любой, кто бывал в паломнических поездках, видел, какими неоспоримыми привилегиями пользуются монастырские коты. Ухоженные, круглые, с лоснящейся шерстью, эти уютные насельники русских обителей пользуются любовью и монашествующих, и клириков, и мирян, и паломников. Помню, в Боголюбовском женском монастыре по диагонали площади шествует огромный чёрный котяра… Две насельницы обители, наблюдая за ним, улыбаются: «О! Архиерей наш шествует!»
Православная журналистка Анна Черняева рассказывает: «В Пасхальную ночь наблюдала такую сцену. В самый торжественный момент распахнулись Царские врата, и с пением: «Христос воскресе из мертвых» духовенство вышло на крестный ход. В толпе заохали: «Батюшки, кота несут!». Действительно, на руках одного из диаконов важно сидел усатый-полосатый.
– Что за нововведение? – спросила я у знакомого алтарника.
– Зверюшка больно шустрая. Забежала в алтарь, пока ловили – выходить пора. Вот и отправились с ней».
Есть в этом кошачьем «неравенстве» с другими тварями Божиими и чисто практический смысл: в старину мыши и крысы нередко наносили храмам и монастырям значительный урон, уничтожая и портя свечи, хлеб, деревянную утварь, богослужебные книги. Единственный разумный способ борьбы с этой напастью – только кошки. Вот и допускались они везде и всюду… Связано это и с особенностями национального менталитета русских: на Руси кошка традиционно была «чистым», уважаемым животным, которого любили и привечали. Отражается это отношение и в сказках, где кот – неизменно персонаж положительный, затейник и забавник, а порой и мудрец.
У преподобного старца Нектария Оптинского жил удивительно воспитанный кот, безпрекословно слушавшийся очень любившего его старца. Батюшка Нектарий говорил: «Герасим Иорданский был великий старец, потому у него был лев; а мы малы – у нас только кот»… Монастырская любовь к усатым-полосатым – реальна. В Ярославской, Вологодской областях, а особенно – севернее (в Карелии и на Архангелогородчине) многократно доводилось видеть особенные поворотные дверцы для кошки не только в дверях изб, но и во входных вратах храмов.
Протоиерей Сергий ПРАВДОЛЮБОВ, настоятель храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве:
«Ещё при Патриархе Алексии II был случай. В какой-то большой праздник отворяются Царские врата, а откуда-то сбоку вдруг выходит красивый откормленный кот, хвост трубой, и медленно и торжественно шествует впереди Патриарха на литию. Кота отловили, привели к Святейшему, посадили на стул, и Святейший совершенно серьёзно обратился к коту: «Кот, а кот! Что же ты Устава не знаешь?! Разве можно выходить на литию впереди Патриарха? Ты должен выходить позади всех, после протоиереев и иереев. Чтобы этого больше не повторялось». Все вокруг смеялись, но так и не поняли, усвоил кот урок литургики или нет».
Завершая наш рассказ о православном отношении к братьям нашим меньшим, хотелось бы всё же предупредить от противоположных «перегибов». Господь завещал нам любить тварей Своих и заботиться о них, но вот очеловечивать их, называть православными именами, а особенно превозносить их над людьми – великий грех. Сегодня часто можно услышать: «Чем больше знаю я людей – тем больше я люблю животных», «Собаки и кошки честнее и лучше человека» и т. д. Святые отцы не раз предупреждали, что такое очеловечение, в Церкви называемое грехом «антропоморфизма», добром не кончится. Во всём надо знать меру и иметь рассудительность, в том числе и в любви к малым сим…
Протоиерей Павел ВЕЛИКАНОВ:
«Животные находятся в особых отношениях с человеком: Бог сам приводил животных к человеку и смотрел, как человек будет называть их по именам. Но до поры до времени эти отношения были дружественными, а потом стали враждебными. При этом домашние животные, их способности общаться с человеком являются осколками Рая – доступными нам остатками от первозданного мира».
Андрей Олегович КЛОЧКОВ