Дмитрий Володихин - Океанский Военно-морской флот России


Прошлое, настоящее и будущее Тихоокеанского флота. Авианесущее соединение Северного военно-морского флота успешно выполняет боевые задачи. Россия – ведущая военно-морская держава. 

 

На эти и другие темы размышляет известный политолог Дмитрий Михайлович ВОЛОДИХИН.

Флот всякой великой державы делится на две части. Литеральный, то есть охраняющий берега, и океанский. Океанский флот представляет собой проекцию силы великой державы на сотни и тысячи километров в океанические пространства от той колымной земли, которая составляет ядро этой державы. Что касается России, то первые попытки нашего российского военно-морского флота выйти на океан относятся к эпохе Петра I. В 1723 году два российских боевых фрегата были отправлены на Мадагаскар для того, чтобы установить дипломатические и торговые связи с управителем тамошнего государства пиратов. В дальнейшем предполагалось использовать Мадагаскар как перевалочную базу для путешествий российских негоциантов и военных кораблей в богатейшую Индию. К сожалению, эта экспедиция не увенчалась успехом из-за того, что корабли готовились в спешке, в большом секрете, и были отправлены в не очень удачное время. Они претерпели немало неприятностей от штормов и вынуждены были вернуться. Однако в дальнейшем Пётр I предполагал возобновить поиск в сторону Индийского океана, в направлении Мадагаскара. Мы можем зафиксировать: 1723 год – это первое предприятие российского военно-морского флота по освоению океанов. Ну, как говорится, первый блин комом.

После мадагаскарской экспедиции корабли в составе российского военно-морского флота изменялись, то есть модернизировались. Россия училась применять свою силу и с течением времени стала успешно решать стратегические задачи подобного рода.

Впоследствии Россия всё-таки вышла на океан. Изначально главным океаническим флотом России, как это ни парадоксально, был флот балтийский. Несмотря на то, что российские военно-морские базы на Балтике отделены от Атлантического океана и, соответственно, от всех остальных так называемыми датскими проливами, тем не менее уже во второй половине XVIII века большие эскадры из состава балтийского флота России выходили за пределы Балтики и участвовали, например, в больших боях на Средиземном море. Эскадры, возглавляемые сначала графом Орловым, затем адмиралом Синявиным, при императрице Екатерине II и при императоре Александре I четырежды нанесли только на Средиземноморье большие поражения противнику в крупных военно-морских баталиях. Кроме того, удалось одержать победу над французами, забрав у них острова на Адриатическом море. То есть мы видим, что уже во второй половине XVIII века Россия осваивает океанические пространства, и эта проекция силы работает очень эффективно.

В XIX веке у нас появляется Тихоокеанский флот. Сначала незначительный, слабый. В 50-х годах, во время войны России с половиной Европы, на Тихом океане шли боевые действия, и русские корабли сумели отбиться от англо-французской эскадры в Петропавловске.

В перспективе российское правительство планировало расширить присутствие военно-морских сил России на Дальнем Востоке. И поэтому к концу XIX века, уже с 1895 года, там достаточно быстрыми темпами накапливается очень серьёзная броненосная эскадра.

В начале XX века так называемая эскадра Тихого океана, позднее 1-я тихоокеанская эскадра, в своём составе содержала 7 эскадренных броненосцев – это самый сильный по тем временам класс кораблей – и около десятка крейсеров различного типа и предназначения. Фактически один только Тихоокеанский флот России в начале XX века был настолько сильным, что мог бы составить флот одной из великих держав. Это была очень значительная по мощи эскадра.

К сожалению, Русско-японская война сложилась неблагоприятно для нас, и большая часть 1-й тихоокеанской эскадры погибла. Но в боях с японцами она смогла нанести противнику очень серьёзный ущерб.

Позднее на Тихом океане сила нашего флота восстанавливалась чрезвычайно медленно. В середине XX века, во время Второй мировой войны, на Тихом океане у нас сильные позиции были в основном в подводном флоте. После войны, между 50-ми и 70-ми годами, на Тихом океане был построен действительно мощнейший флот с очень сильными военно-морскими базами. И он представлял собой фактор силы, который не мог игнорировать никто во всём Тихоокеанском регионе.

К сожалению, в 90-е годы, как и многое в России, Тихо-океанский флот постигла настоящая катастрофа. Многие корабли были по лукавому эвфемизму того времени утилизированы. То есть фактически пошли на слом или проданы. А новые корабли не ставились в строй чрезвычайно долго.

По-настоящему возрождение флота началось только в нулевых годах. Но для колоссальных тихоокеанских пространств он просто маловат по своему составу. Один-единственный крейсер, один-единственный эсминец, три больших противолодочных корабля – это основные силы надвод-ного флота на Тихом океане. Все они советской постройки.

Время от времени в открытых источниках, в прессе, появляются сообщения, что будет отремонтирован и поставлен в строй на Тихом океане крейсер «Адмирал Лазарев» или туда перегонят один из крейсеров с Северного морского флота, но пока все эти проекты не осуществились. Поэтому горько за то, что флот восстанавливается очень медленно. Обидно, что у нас там нет той самой стратегической проекции силы от Москвы до самых до окраин. У нас нет того, что там было в начале XX века. У нас нет того, что там было в 70-х, 80-х годах. Мы должны приложить немало усилий для того, чтобы силу Тихоокеанского флота всё-таки возродить.

Сегодня там, как и во время Второй мировой войны, главной мощью обладают подводные лодки. Слава Богу, есть несколько сильных атомных ракетных подводных лодок. Но вот что касается надводного флота – ощущается нехватка кораблей. Чрезвычайно необходимо как можно быстрее модернизировать старые и поставить в строй новые боевые единицы.

Очень серьёзно не хватает авианесущих кораблей. Построить авианесущую группу на Тихом океане, к сожалению, в данный момент Россия не может, потому что у нас там нет ни одного авианесущего корабля. Это прискорбно. При необходимости вести какие-то активные боевые действия Россия не сможет сформировать достаточно ударную боевую группу.

Вместе с тем на долю Тихоокеанского флота приходится победа над сомалийскими пиратами, когда один из кораблей из состава Тихоокеанского флота освободил пленников с российского корабля Московского университета. То есть, несмотря на то, что положение не лучшее, но тем не менее люди воевать могут.

Наконец, самый сильный флот России на данный момент – это Северный флот. Он единственный обладает возможностью сформировать авианесущее соединение. И такое соединение действительно применялось у берегов Сирии дважды. Во главе этого соединения – главный корабль, знаменитый крейсер «Адмирал Кузнецов», вокруг которого все остальные эскортные и транспортные суда собирались в единую эскадру.

В настоящий момент Россия, как бы ни критиковали состояние её крупных надводных кораблей, всё-таки показала, что она хотя бы одно авианесущее соединение – так называемый КАГ, выставить в океан может, и оно, это соединение, может успешно решать боевые задачи.

В сущности, сейчас такой возможности нет у многих бывших великих держав мира. Я имею в виду морских держав. У Англии, например, такой возможности нет. А французский авианесущий корабль откровенно слабоват: это лёгкий корабль. В Германии и Нидерландах таких кораблей нет. У КНР два таких корабля. То есть, в общем-то, Россия, несмотря на критику её флота, всё-таки находится в неплохом положении. На Северном флоте у нас сосредоточено три действующих крейсера, большой отряд надводных судов и очень значительный объём мощных подводных кораблей. Но крупные боевые единицы требуют опять-таки скорейшей модернизации, некоторые из них – замены новыми кораблями.

Разумеется, это предполагает необходимость сохранить и модернизировать ту часть военно-промышленного комплекса, которая отвечает за создание наукоёмких и чрезвычайно дорогостоящих масштабных проектов, а именно за строительство боевых кораблей. Нам нужны мощные комбинаты, которые работают на обновление флота. Как, впрочем, и других элементов наших вооружённых сил, требующих огромного количества учёных, применения новейших технологий и масштабного вливания государственных средств.

Поэтому здесь второе место, где Россия имеет возможность построить проекцию силы на океан. Нужны сознательные, многолетние, очень серьёзные, масштабные усилия по вводу в строй новых единиц, по обновлению флота. На Тихом океане это нужно безотлагательно, на Северном морском флоте это нужно также в ближайшее время. Если это будет сделано, Россия фактически вернёт себе положение одной из ведущих великих военно-морских держав. Этого можно ожидать, но над этим надо очень серьёзно работать.

Сильный океанский флот может быть только у того государства, которое обладает мощной экономической базой. Конечно, Россия с сильной, самостоятельной, можно сказать, суверенной экономикой решит эти задачи в ближайшие годы. Ну а если экономическое развитие наше не будет на должном уровне, тогда решать их будет практически невозможно.