Чем занимается движение «Сорок сороков»? Совместим ли большой спорт с Православием? Как бороться спортсмену со страстями? Спортивные секции при православных общинах – реально ли? Где встретить жену православному активисту?
Сегодня в гостях у «Русского Дома» Владимир Александрович НОСОВ, чемпион России, победитель первенства Европы по боксу, координатор движения «Сорок сороков».
– Владимир Александрович, как-то отец Димитрий Смирнов высказал такую мысль, что ему куда легче общаться на темы веры с молодыми людьми, занимающимися единоборствами, у них живые глаза, они готовы впитывать слово пастыря, чем с менеджерами – «белыми воротничками», потому что у последних, как правило, мозги забиты заработком и они не в состоянии воспринимать ничего духовного. Вы с этим согласны?
– Мы с отцом Димитрием тоже знакомы, очень его почитаем, тем более что он в молодости тоже занимался боксом. И когда мы приглашали батюшку на один из наших проектов – «Сорочинские встречи» в Новоспасском монастыре, то он, увидев аудиторию, состоящую из спортсменов и бойцов, очень быстро нашёл ключ к их вниманию. В зале, в котором сидели мастера спорта и мастера спорта международного класса, моментально установилась гробовая тишина. Очень тонко батюшка подвёл к мысли, что все эти спортивные достижения без духовного наполнения верой, по сути дела, ничто. И ему удалось достучаться до сознания спортсменов, которые выходили из зала, что называется, почёсывая затылки. Мне кажется, что в словах отца Димитрия кроется глубокий смысл, ведь спортсмен привык к послушанию тренеру и вообще серьёзному самоограничению. Спорт приучает к дисциплине, режиму дня, воздержанию от пищи, терпению боли, тяжёлой физической работе над своим телом, то есть приучает к некоему аскетизму, который, если переложить его на духовную жизнь, может дать хороший результат. И неудивительно, что многие спортсмены религиозны. Как в мирской жизни, так и в спортивной многие люди обращаются к Богу благодаря скорбям и болезням. У спортсменов это череда травм и соревновательные неудачи. Воцерковлённые спортсмены регулярно посещают богослужения и постятся. Многие, и я лично знаю таких, – даже во время соревнований. У нас есть яркий пример таких православных бойцов – это прославленный Фёдор Емельяненко, а также Алексей Олейник, Александр Волков, Никита Крылов и многие другие. Бойцы при заполненных аренах не стесняются накладывать на себя крестное знамение и благодарить Бога за всё. И это тоже великая проповедь, потому что бросать молодёжную аудиторию ни в коем случае нельзя. Нашу молодёжь ни в коем случае нельзя оставлять. Ведь сегодня в спортивные круги и в единоборства в частности залезли всякие заморские и доморощенные секты и лжеучения. В первую очередь это неоязычество, которое дало свои метастазы, помимо спорта, уже и в правоохранительных органах: армии, спецслужбах. Если мы пройдёмся по спортзалам, то увидим много последователей этого лжеучения, может быть, и крещённых в детстве, но никем не наученных правой вере.
– А что их привлекает в неоязычестве?
– Показная внешняя крутость. Православие для них – еврейская религия слабых рабов, которую навязали нашим предкам, а они – брутальные внуки богов. Неокрепшие умы никак не могут понять, как можно прощать своих врагов, и вся эта ложь находит в них благодатную почву.
– И что им можно на это ответить?
– Если коротко, то миф о религии слабых можно легко разрушить, предложив ребятам зайти в любой православный храм. Такого количества святых воинов на иконах, как в Православной Церкви, они не найдут ни в какой религии: Феодор Ушаков, Илья Муромец, Пересвет и Ослябя, Александр Невский, Димитрий Донской и многие другие. Православие – очень мужская религия, вера сильных людей. В первую очередь, конечно, духовно сильных. Важно не просто быть сильным, а в правильном направлении эту силу использовать.
– Ваша жизнь с детства была наполнена спортом и соревнованиями. А как вы пришли к вере? Кто или что вас на это подвигло?
– На самом деле, к сожалению, занимаясь спортом, я был, как и многие спортсмены, просто суеверным. Придавал значение всяким приметам, касаемым нашего вида спорта. Сейчас даже смешно об этом говорить. Например, зашнуровывал боксёрки (боксёрскую обувь) только с правой ноги, в ринг входил с определённой церемонией. Набора этих суеверных правил я придерживался долго, уже будучи крещёным, при этом время от времени посещал храмы и ездил на святые источники. Настоящая встреча с Богом у меня состоялась после большого спорта. Практически каждый спортсмен после завершения спортивной карьеры сталкивается с трудной ситуацией. Жизнь начинается, что называется, с белого листа. Житейские трудности и неурядицы заставили меня задуматься о смысле жизни. Я начал читать Библию, держать пост и молиться. И Господь, видя мои намерения, начал открывать Себя мне. Стали попадаться воцерковлённые люди, которые давали мне необходимые советы в период духовного неофитства. Стал регулярно исповедоваться и причащаться, поступил заочно учиться основам православной веры. Важным событием для меня была встреча с отцом Олегом Стеняевым, курс лекций которого я посетил, а потом ездил вместе с ним по городам и монастырям Подмосковья. Не так давно батюшка пригласил меня быть соведущим его программы на радио «Радонеж».
– Вы сейчас работаете тренером. После большого спорта были ли у вас мысли сменить сферу деятельности?
– Были такие мысли. В спорте работать не хотел, занимался разными видами деятельности, но ни от чего не испытывал внутреннего удовлетворения. Возникли мысли о монашестве. Сейчас понимаю, что это было настроение, но не состояние, потому что в монастырь человек уходит по воле Божией, а не по своему хотению, которое часто бывает временным. Искал волю Божию, ездил к старцам. В 2011 году отец Власий в Боровском монастыре дал несколько важных советов, благословил меня остаться в миру, стать тренером, жениться. По возвращении домой мне неожиданно предложили денежную вакансию в нефтяной компании, но я отказался. Таким образом, Господь привёл меня назад, в боксёрский клуб «Торпедо», в мою семью, где я вырос как спортсмен и как человек. Считаю, что нахожусь на своём месте и несу своё послушание как могу. Тренирую детей и взрослых. Отдельно стоит сказать о зале. В нашем клубе очень интересный контингент занимающихся. На стене клуба вы увидите фотографии воинов, стоящих на страже нашего государства, которые у нас тренировались, среди них есть и погибший при исполнении боевой задачи в Чечне самый молодой из погибших бойцов группы спецподразделения «Альфа» Сергей Цаплин, который награждён посмертно Орденом Мужества. Среди воспитанников клуба – чемпионы мира и Европы, призёры Олимпийских игр и олимпийский чемпион последних игр в Бразилии. Старший тренер клуба «Торпедо» и сборной России по боксу Олег Владимирович Меньшиков.
– У вас на ринге было много побед. Когда человек побеждает, и не только в спорте, то его начинает распирать сознание собственной исключительности. Как спортсмену бороться с такой страстью, как гордыня?
– До этого мы говорили о спорте как о некоем училище телесного аскетизма, но есть в нём и такие опасные подводные камни, как гордыня. Бороться с гордыней очень сложно. Сейчас, будучи верующим человеком, я понимаю, что собственными силами это невозможно. Помимо гордыни, человека питает и ещё более тонкий грех – тщеславие, которое может пронизывать даже добрые дела. Тут должна быть очень внимательная духовная работа над собой под присмотром опытного духовника, который бы давал необходимые советы. Нужно чётко разделять, что нами обладает, – святые отцы это называют трезвением. То есть мы должны отдавать себе отчёт, что с нами происходит. Мне в своё время врезались в память слова из Библии: «Придет гордость, придет и посрамление...». Господь часто посылает гордым посрамление для смирения, у спортсменов это частые травмы и проигрыши, неудачи после ухода из спорта. Посмотришь на иного прославленного спортсмена, а у него, кроме известности, нет ничего – ни семьи, ни детей, ни здоровья. И не секрет, что очень многие спортсмены после спортивной карьеры оказываются у разбитого корыта. Кто-то спивается, кто-то наркоманит. Множество случаев, особенно это касается единоборцев, когда люди, не сумев совладать со своими страстями и желая сохранить прежний уровень жизни, уходили в криминал и оказывались в тюрьмах. У нас есть специальный проект «Из темницы – к свету», когда мы по православным праздникам посещаем тюрьмы, разнося по камерам не только продуктовые наборы, но и молитвословы, и крестики, и Слово Божие.
– У нас – это у кого?
– Это проект в рамках деятельности движения «Сорок сороков». Помимо множества направлений, можно выделить «Православие и спорт» – мы проводим ежегодный культурно-спортивный фестиваль в парке-усадьбе «Коломенское», который включает в себя и турнир по спортивным единоборствам: бокс, вольная борьба, грепплинг и ММА (смешанные единоборства). Также на фестивале проходит марафонский забег на 42 км, а также на 21, 10, 6 и 1 км. Выступают известные священники и богословы, ветераны спецслужб и спорта, работает ярмарка, безплатная полевая кухня, благотворительные аукционы, показательные выступления воинов ВДВ и мастеров воркаута, представителей силового экстрима и пауэрлифтинга, мастер-классы и тренировки от известных чемпионов. А заканчивается фестиваль большим концертом и салютом. Наша задача – показать такому большому количеству людей идеалы, которые могли бы им помочь в жизни. Да и не то что помочь, а открыть жизнь по-настоящему. Потому что, как сказал один из мудрых современных пастырей, жизнь без Христа – это растянутая смерть. А свет Христов просвещает всех. Мы стараемся, как можем, доносить эту истину до парней на соревнованиях, в секциях, на спортплощадках.
– Костяк движения «Сорок сороков» составляют спортсмены?
– Изначально – да. Потому что появление «Сорок сороков» был ответом на те события, которые происходили в Москве и других городах России. Это нападки и хула на Церковь, на храмы, на священников, на простых верующих людей, женщин и даже многодетных матерей. Это 2012–2013 годы. Всем известное событие в Храме Христа Спасителя. Противодействие строительству по проекту «200 храмов Москвы», когда любое строительство сопровождалось проплаченными провокациями и нападками. Верующих людей избивали, травили собаками, прокалывали шины их автомобилей, закидывали строительные площадки мусором и нечистотами, поджигали храмы, священников били электрошокерами. Поэтому реакция нормального мужика, пусть даже невоцерковлённого, а просто крещёного – защитить. Порой не было даже секунды для раздумий – ехали туда, где была нужна помощь, дежурили на стройплощадках, охраняли собрания верующих. Конечно, изначально в наших рядах было больше спортсменов – людей крепких и решительных, но добрых. Обвинения активистов движения в избиении храмоборцев – это клевета: не было заведено ни одного уголовного дела, потому что не было таких фактов… Потом со временем пошло развитие нашего движения, и в него стали вступать не только спортсмены, но и военные, и учёные, и врачи, и люди искусства, и представители других профессий. Сегодня отделения «Сорок сороков» открылись во многих городах разных регионов России. Уже создано сестричество «Сорок сороков».
– Кроме всего прочего, вы ещё член Патриаршей комиссии по вопросам культуры и спорта. В нашей беседе хотелось бы поднять тему здоровья и физического воспитания подрастающего поколения. Не секрет, что практически каждый ребёнок сейчас имеет гаджеты, подолгу сидит в интернете, очень распространена в детской среде игровая компьютерная зависимость, болезни опорно-двигательного аппарата. А мы в своё время не вылезали с улиц, было множество безплатных спортивных секций, кружков. Сейчас жизнь в этом плане поменялась кардинально – всё против детства, начиная с современных мультиков. А вот настоятель храма в городе Сапожки Рязанской области протоиерей Олег Кузьмин, сам мастер спорта по борьбе самбо, организовал при церкви секцию борьбы самбо для местных мальчишек и параллельно их воцерковляет.
– На самом деле это очень важная тема. Мы подготовили письмо на имя Святейшего Патриарха Кирилла с предложением открывать при храмах Москвы военно-спортивные клубы. Сегодня таких клубов должно быть много. Наших детей нужно выдёргивать из интернета, из соцсетей. Статистика говорит о том, что дети от 12 лет в интернете проводят по 5-6 часов в день. В реальной жизни часто гораздо больше.
– На первый взгляд, это задача кажется неподъёмной. Священники на приходах часто загружены сверх всякой меры, не каждый способен на организацию спортсекции, для этого нужно отдельное помещение, опять же тренерские кадры – далеко не в каждом храме батюшка имеет разряд по самбо или боксу, спортивный инвентарь стоит денег и т. д.
– Для этого как раз нужно движение «Сорок сороков», для этого нужны я и вы, и те, кто читает нашу беседу в «Русском Доме». Мы не предлагаем загружать батюшек, наоборот, предлагаем себя для помощи священству. Это должна быть инициатива православных христиан снизу, ведь среди прихожан всегда найдётся человек, имеющий и организаторские способности, и спортивный разряд. А у большинства прихожан дети неустроенные. Это и есть возрождение общинной жизни, когда прихожане помогают друг другу. Что может лучше сплотить, чем забота о наших детях? С помещением можно всегда договориться с близлежащей школой, благо сейчас власти лояльны к Церкви. Договариваться о помощи с местным полицейским руководством, которое заинтересовано в том, чтобы местная подрастающая шпана не распивала алкоголь и не безобразничала. Важно проявить инициативу, а не сидеть сложа руки.
– Владимир, я знаю, что вы совсем недавно женились, мы поздравляем вас! А свою жену вы тоже нашли в движении «Сорок сороков»?
– Спасибо! Нет, не в движении «Сорок сороков», но в первый раз увиделись и познакомились как раз на празднике «Православие и спорт» в Коломенском. Катя, как православная христианка, конечно, поддерживает меня во всех моих начинаниях. Слава Богу за всё!
Беседовал
Андрей Викторович ПОЛЫНСКИЙ