Не так давно в интернете появился сюжет: умер дедушка, Александр Ермаков. В общем, не старый ещё русский мужик шестидесяти четырёх лет. Умер от тоски и безприютности, вдали от родного дома, откуда его выселили по постановлению суда.
Его родная деревенька Пенякша когда-то была многолюдной, но с закрытием леспромхоза жители её поразъехались и поумирали, так что остался, в конце концов, один этот дедушка. Был он когда-то лесником, потом вышел на пенсию, любил лес, природу… Но вот эти дикие места привлекли внимание высокопоставленных чиновников, которые организовали здесь охотничий бизнес и принялись строить коттеджи на берегу живописного озера Ардино. Гостевание в охотничьих домиках стоило у них дорого, а Александр по простоте своей душевной пускал к себе охотников пожить едва ли не за «просто так». То есть, говоря современным языком, создал конкуренцию и демпинговую ситуацию. Ну и дальше всё развивалось по классической схеме. Оказалось вдруг, что дом дедушки, построенный после войны его отцом, не имеет «правильных» документов, да ещё и мешает… сезонной миграции бобров. В этом была очевидная насмешка, но именно на этом основании Департамент лесного хозяйства Нижегородской области подал в суд на Александра Ермакова, и суд принял решение дедушку из дома выселить, а сам дом сломать. И вот зимой 2013 года приставы пришли выселять Александра Ермакова из дома. И напрасно дедушка со слезами объяснял, что это его родное гнездо – приставы были неумолимы: «Раз вы добровольно постановление суда не исполняете – будем исполнять принудительно». Вывели дедушку из дома на снег, побросали туда же узлы с вещами, подогнали трактор и стали ломать дом, баню и все постройки. А дедушка в это время стоял рядом, согнувшись безсильно, опершись на палку, и плакал...
Потом он переехал в другое село – Волки, к сыну. Но здесь было многолюдно, шумно и суетно по сравнению с родной Пенякшей. Дедушка мало с кем общался, жил тихо, ни на что не жаловался, угасал потихоньку и вот – умер. К слову, в тот день, когда он умер, околел и молодой пёс Тимошка, которого дедушка взял к себе в утешение, о котором заботился с лаской сердечной и который не перенёс разлуки с хозяином…
Вот такая история о том, как «справедливо» и «по закону» разрушили жизнь человека…
Вот так система под видом соблюдения законности и порядка ломает судьбы людей. Система без души, без сострадания, без чувств, но не лишённая корыстного интереса и тонкого «ручного» управления. Не зря у нас в народе говорят: закон что дышло, куда повернёшь – туда и вышло.
Апостол Павел пишет, что «непорочность по правде законной» может быть противна правде Божией и «праведность от закона» может быть противна «праведности по вере» (Фил. 3, 6–9). И безчеловечная исполнительность в «делах законных», как это ни странно звучит, может быть противна сострадательному «своеволию», которое является порой исполнением высшей Божественной правды.
В относительно недавние времена «большого террора» сколько было в нашем любезном сердцу Отечестве людей, «за послушание» губивших сотнями чужие жизни. Как точно об этом сказал Сергей Довлатов: «Мы без конца ругаем товарища Сталина, и, разумеется, за дело. И всё же я хочу спросить – кто написал четыре миллиона доносов?» А в самом деле, кто писал доносы, выбивал показания, составлял заведомо ложные протоколы, конвоировал, надзирал, мучил, унижал и расстреливал… Кто? Разумеется, законопослушные и исполнительные граждане, многие из которых искренне желали блага своему Отечеству. И просто исполняли приказ, будучи уверены, что закон уж точно знает, что хорошо, а что плохо. Но вот в чём беда: закон человеческий не соизмерялся в их сердцах с законом Божественным, и очевидное зло получало в их умах логичное и стройное оправдание. Так что успокоенность законом человеческим в иных случаях бывает опасной и страшной.
Каждый почти день мы слышим ужасные истории о том, как «по закону» ломаются судьбы людей. Когда матерей с детьми, стариков и инвалидов выселяют на улицу, лишают жилья, средств к существованию, элементарных удобств… Когда абсурдность, жестокость и безчеловечность прикрываются исполнением предписаний закона. И страшно не только за тех людей, судьбы которых ломаются с лёгкостью, но и за тех, кто эти судьбы крушит, пребывая в уверенности, что он делает нужное и правое дело. Вот так и гибнет душа, исполняя со спокойной уверенностью дела жестокосердия, думая, что творит благо. Страшно… за нас, за Отечество наше, за будущее его. Ведь любой из нас может попасть в эти жернова. И не будем обольщаться мыслью, что мы в стороне, что все эти ужасы происходят с кем-то другими, где-то вдали от нас… «Правильная», но бездушная система в действии – вот что страшно. Затянуть, перемолоть без труда и мимоходом бюрократическая машина может каждого.
Нет закона выше духовного и нравственного закона, прописанного Богом в совести человека. Нет страшнее того, когда место этого закона занимает закон придуманный, составленный и записанный людьми, да ещё и по своему произволению, противному закону духовному и нравственному. Нет страшнее того, когда буква заменяет дух. От этого происходят сначала маленькие, а потом и великие беды…
И если мы говорим, что у Церкви есть своя, особенная миссия, то эта миссия в первую очередь заключается в том, чтобы привести людей к познанию и исполнению этого высшего, Божественного закона – закона любви, милосердия и сострадания.
Когда видишь, как молодую мать, обезумевшую от горя, здоровенный детина при погонах силой отрывает от дверей родного дома… как дети её малолетние в ужасе и слезах топчутся рядом… как дама с крепкой шеей на отчаянный вопль матери о том, что ей с детьми идти некуда, отвечает: «Ну куда-нибудь… к знакомым, я не знаю, в конце концов детей можно на время в приют сдать». Когда видишь и слышишь всё это – оторопь берёт! Потому что дама эта говорит ужасные слова в полной уверенности, что говорит правильные вещи. Вот что страшно! Об этом уже не просто нужно говорить, а трубить во все концы. О том, что такого не должно быть, тем паче в «рабочем режиме». Не должно быть, и всё! А как прекратить эту порочную практику – давайте подумаем вместе.
Вот эти люди – это ведь не звери какие-то, у них есть и свои семьи, и родные, и дети… Но то, что они делают, – просто ужасно. Что происходит с человеком, как он доходит до такого безчувствия? А ответ очевиден. Человек втягивается в систему, которая его обес-печивает, кормит и одевает и… усыпляет совесть. Так что человек уверяет себя, что эта система справедлива и правильна, и даже если погрешительна в чём-то– ну так кто ж без греха. И вот человек готов уже делать ужасные вещи только потому, что так положено и так по закону правильно. Оправданное безчувствие – вот что страшно.
У нас в стране вообще это разделение на «народ» и «власть» как-то особенно резко и неприятно. И всякий «облечённый властью», начиная с вахтёра и заканчивая чиновником высшего ранга, поддаётся искушению во-зомнить себя «вершителем судеб». Это искушение, увы, выдерживают не многие. А сбить эту спесь порой бывает некому. Простые люди не имеют возможности влиять на власть. Это серьёзная и большая проблема в России – оторванность интересов чиновников от интересов простых людей.
Так что сама собой напрашивается простая идея: коль скоро государственный интерес заключается в организации благоденственной и мирной жизни простых людей, то и благосостояние чиновников должно напрямую зависеть от достижения успехов на поприще служения людям.
Можно сказать на это: таков мир, он лежит во зле, и ничего не поделаешь. Но это лукавый ответ. Сам Господь обличал мир и исправлял то, что подлежит исправлению. Так же поступали и святые апостолы, и мы призваны быть подражателями Христу и Его ученикам. То есть с верой и упованием на помощь Божию делать, что можем доброго в этом мире. А если говорить о конкретной проблеме чиновничьего произвола, то первое, что мы можем делать – это терпеливо и последовательно сеять слово Божие в этом мире, подкрепляя проповедь добрым примером жизни. Потому что как сказал кто-то из духовных отцов: «Нет слова, которое было бы мудрее дела». И семя слова Божьего, всходя и возрастая в душах людей, обязательно будет приносить добрые плоды. В том числе и в жизни тех, на ком лежит бремя соблюдения законности и порядка в нашем отечестве. Это, может быть, самое главное дело, хоть и требующее терпения и времени. Нравственное, духовное преображение общества, которое возможно только милостью Божией, но и посредством наших трудов на ниве духовного и нравственного просвещения.
Второе, что мы можем делать как христиане, – это помогать тем, кто становится жертвой несправедливости, ошибки или произвола чиновников. И помощь эта может быть самой разнообразной, в соответствии с разнообразием навыков, умений, положений в обществе и профессиональных знаний самых разных людей. Ведь как было бы хорошо, чтобы мы сами, «гражданские люди», не дожидаясь указки свыше, объединялись для помощи обездоленным, униженным и оскорблённым. Да и есть уже, появляются и крепнут такие очаги «народного» влияния на госструктуры. Юристы, законодатели, предприниматели, администраторы, социальные работники, просто неравнодушные люди – как много мы могли бы с Божьей помощью сделать сами, чтобы помочь таким людям! Да и самой бюрократической системе, бездушно перемалывающей судьбы людей, пошло бы на пользу, если бы на неё влияла мощная и организованная, грамотная и спокойно-настойчиво действующая система, построенная на началах сострадания и милосердия. Система, также опирающаяся на закон, но «прочитывающая» его, условно говоря, глазами евангельской любви и сострадания к «маленькому человеку». Сама государственная система неизбежно должна была бы начать меняться изнутри, под влиянием этой гражданской силы.
Для этого вовсе не нужны митинги и манифестации, призывы к свержению власти, а грамотно организованная работа и человеческое сострадание, объединяющие самых разных людей. Потому что абсурдная жестокость бюрократической машины во многом является следствием нашего равнодушия и разобщённости. Больше того, нам именно надо не противопоставлять себя государственной машине, а активно участвовать не только в её работе, но и в её созидании и «настройке», как это ни странно звучит. Потому что мы вместе, именно вместе призваны строить новую Россию – такую, какой она достанется нашим детям и внукам.
Ну и снова вернёмся к истории с дедушкой. Простой мужик, тракторист, узнав об обстоятельствах этого дела, отказался ломать дом и со словами: «Не мной построено, не мной будет сломано» отошёл в сторону. А другой мужик, стоявший рядом с дедушкой, который плакал во дворе, добавил: «Отольются эти слёзоньки кому-то, отольются…» Почему он так сказал? Да потому что всякая душа, не потерявшая ещё совесть, знает, чувствует, что есть в мире высшая правда и никто не может её отменить, спрятаться от неё или убежать. И дай Бог, чтобы жизнь в нашем Отечестве, во всей её законодательной и исполнительной многосложности сочеталась всё более с высшей, Божественной правдой любви, милосердия и сострадания.
Священник Димитрий ШИШКИН