Здравствуйте, «Русский Дом»! Хотелось бы поговорить о том, как воспринимают Православие многие мои сверстники.
Закончив Русскую православную школу имени преподобного Серафима Саровского при Рождественском храме города Краснодара, я поступила в университет на факультет журналистики. «Довольно странный выбор для тебя», – говорили мне знакомые. Но я придерживаюсь такой точки зрения: достойной профессию делает человек сам. Он же её и портит. Я не боялась оказаться в новом для меня обществе, попасть в коллектив людей, имеющих контрастирующие мировоззрения. Только лишь одно не перестаёт удивлять, настораживать и огорчать меня. Это – отношение к Православию.
Будто по приказу, отданному незримым, вездесущим командиром, практически все мои однокурсники сделали татуировки и… ополчились на РПЦ. Довольно странная эпидемия ненависти к Русской Церкви, учитывая то, что несколько лет назад молодые люди и не вспоминали о ней. Вроде бы каждый ратует за нравственность, честь и достоинство человека, но заповеди приравниваются к ограничению человеческой свободы; необходимость правильного воспитания детей оговаривается во многих журналистских материалах студентов, но главный нравственный стержень, дающий несказанную радость чистой жизни, свободу от греха, настоящую свободу, – поливают грязью. Мораль у каждого своя.
Множеством мифов и легенд обрастает сам институт Православной Церкви. Православный священник осуждается буквально за всё, даже за выпитую рюмку коньяка за праздничным столом. Тот факт, что священник – не монах, кажется, никому не известен. После таких изречений однокурсников я стала замечать в социальных сетях такую тенденцию: папа римский обходится самым необходимым, ходит пешком, ест в дешёвых ресторанах с самообслуживанием…
Непостижимо! Католицизм превозносится и восхваляется в целях унизить, оклеветать догматы Православия, хотя студенты журфака так же хорошо знакомы с учением и историей «Вселенской Церкви», как и с папой римским: заочно и приблизительно. Но у большей части современной молодёжи в голове застряло какое-то раболепно-толерантное уважение, более того, преклонение перед католичеством.
Приведу несколько ложных утверждений Владимира Познера, известнейшего журналиста, весьма популярного среди студентов в нашем университете. «Что и говорить, не повезло России, когда князь Владимир сделал выбор в пользу православной ветви христианства: именно она более других темна, нетерпима, замкнута, именно она активнее других доказывает человеку, что он – ничто. Что было бы, если бы Русь приняла не православие, а католицизм?» – сетует Владимир Познер, у которого душа «наболела» в заботе о русском народе, но, увы, народ этот он презирает и о себе гордо говорит: «Я осознаю: я – не русский». Можно его жалеть или ненавидеть, но соглашаться с потоком клеветы на Православие нельзя!
Совершенно безосновательно обвинять Православие в темноте, замкнутости, нетерпимости и принижении человеческого достоинства. Никогда РПЦ не жгла труды учёных и самих этих учёных на кострах, значит – тёмной не была, науки и искусства не отрицает, а наоборот, ратует за их развитие (когда это подлинное развитие, а не деградация). О какой же замкнутости можно говорить, когда в наше с вами время в разгар новых гонений на христиан Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посещает страны Западной Европы с целью объединения сил всех христианских религий против общего агрессора?
А вот насчёт отношения в Православии к личности человека хочется сказать многое. Несомненно, Познер прав! В православном христианстве человек для своего же блага и спасения обязан работать над собой, взращивать свою душу, буквально выкорчёвывовать её из чернозёма греха, тогда как в западных христианских церквях человека не обременяют столь грязной работой. Например, в римокатолической Церкви задача спасения человека заключается в «удовлетворении правде Божией». Иными словами, католики считают, что грехопадение состоит главным образом не в повреждении человеческого духа, а в том, что человек как бы оскорбил Бога своим поведением, навлёк на себя Его гнев. Благодаря же искуплению Сыном Божиим рода адамова, люди возвращаются в «первобытную праведность», и им остаётся для «оправдания» и спасения только «усвоить» «заслуги» Спасителя и воспользоваться благодатью, даваемою в Святых Таинствах. Получается, что для будущей райской жизни нужно только скрупулёзное, фарисейское исполнение всех предписанных внешних церковных правил и обрядов. Отношения же между человеком и его Творцом походят на юридически-правовые.
Страшно то, что молодые люди, мои сверстники, сегодня принимают за свободу оковы безвыходного стремительного грехопадения, а самосовершенствование в Вере и Любви – за немыслимые преграды к вольной беззаботной жизни. Они смело летят в пропасть, унося с собой все представления о нравственности, истине, красоте, цели жизни. И всё это происходит с ними не просто так, а с чьей-то щедрой подачи и ярого одобрения.
Полина ГАВРИЛОВА,
студентка Кубанского
государственного университета