Протоиерей Александр Шаргунов - Тот, кто мог устоять у Креста Христова

Архив: 

 

21 мая – память святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова

 

В день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова исполняется сорок лет со дня священнической хиротонии протоиерея Александра Шаргунова – настоятеля храма святителя Николая в Пыжах, известного московского проповедника, автора множества книг и постоянного автора нашего журнала. Желаем дорогому батюшке, начавшему свой священнический путь в светлые дни Воскресения Христова, пасхальной радости и благодатного пребывания у Креста Господня – молитвами того, кто мог устоять у Его Креста. Многая и благая лета!

Евангелие от Иоанна звучит в Церкви от Пасхи до Пятидесятницы. В нём – Божественный свет, который всё соединяет и всё открывает. И в этом же свете мы видим возлюбленного ученика Господа стоящим рядом с Божией Матерью у Креста Христова. В этом свете, который есть Бог, апостолу Иоанну Богослову, как никому, дано видеть тайны Бога и тайны человека. Видеть, как страшно зло, действующее в мире, как невыносим грех, который совершает человек, потому что он всегда от диавола.

Этим непостижимым светом, может быть, можно объяснить непонятный дар апостола Иоанна Богослова видеть то, что другие ученики как бы не замечали. Только у него в Евангелии мы читаем о браке в Кане Галилейской, о ночной беседе Спасителя с Никодимом, о беседе с самарянкой у колодца, о долгом разговоре Господа с исцелённым слепорождённым. Как будто апостол Иоанн Богослов сам присутствует везде и всё слышит, и всё открывает ему Господь. Это, наверное, потому что он – богослов. Он видит и исповедует в Божественном свете тайну Пресвятой Троицы. В Пасху Христову, когда открывается нам тайна вечной жизни, мы слышим его слово: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». «Три свидетельствуют на небе – Отец, Сын и Святой Дух. И три свидетельствуют на земле – дух, кровь и вода». Это непостижимое видение всех событий, всех судеб человеческих – тем, кто на Тайной Вечери слушал дыхание Господа, биение Его сердца. Ему даётся особенный дар слова, когда услышанное втайне на ухо он проповедует на кровлях. Его небесная проповедь гремит над народами и веками, и поэтому именуется он «сыном громовым».

Посмотрите, как он описывает Тайную Вечерю в своём Евангелии. Что мы читаем у других евангелистов? Всего несколько строк – и это о событии, когда устанавливается таинство нашего спасения на земле! А здесь, на протяжении пяти глав – беседы Спасителя с учениками, Его первосвященническая молитва к Отцу. И каждое слово запечатлел он в своём сердце. И Дух Святой сохраняет вечную память всего, что Господь говорил для апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

В этом пасхальном свете Духом Святым он видит подробности, которые могла открыть ему только любовь. Как распространялось благоухание любви от мира, когда кающаяся грешница помазала им ноги Спасителя накануне Его Страданий. Что хитон Господа был нешвенным. Вес того алое, которое приносит благообразный Иосиф ко Гробу Господню. Всё непостижимо соединено. Ему дарована способность видеть судьбы всего человечества в этом свете, когда он пишет Апокалипсис – все века, все события, которые произойдут до конца мира. И способность видеть до самых мельчайших подробностей всё, что связано с Господом. Запомнить каждое Его слово и слово каждого человека, который стоял рядом со Христом. Он рассказывает не только об апостоле Фоме и апостолах Филиппе и Андрее, но и о блуднице, которая была поставлена перед Господом фарисеями в ожидании праведного и строгого суда над ней.

Вот какого дара сподобляется тот, кто стоит у Креста Христова. И потому никогда не отклоняется от истинной жизни. Мы знаем, что никто не мог там устоять – только Божия Матерь и апостол Иоанн Богослов. Но каждому человеку сейчас даётся эта возможность.

До скончания века всякий раз, когда совершается Божественная литургия, и мы дерзаем приблизиться к Чаше Христовой, он склоняется, как на Тайной Вечери, к сердцу Спасителя и вопрошает: «Господи, кто есть предаяй Тя?»

Будем всегда молиться святому апостолу Иоанну Богослову, и в особенности в этот день, о том, чтобы он, как говорится в тропаре ему, «належащую мглу языков – то есть ту тьму, которая окружает нашу Церковь совне, – отгнал». А также ту тьму, которая не только совне, но и изнутри хочет нас погубить – коварством и изощрённостью греха, 

отступничеством от чистоты исповедания. Чтобы его молитвами Господь поставил нас там, где Крест Христов, где свет Пасхи, Вознесения и Пятидесятницы, и помиловал нас.

Протоиерей Александр 
Шаргунов