Пётр Давыдов - Самый «кочедычный» месяц

Архив: 

 

Виктор Алексеевич Ботин несколько лет руководит кружком берестоплетения в сельской школе деревни Остахово Вологодской области. Десятки грамот, дипломов, благодарственных писем. Но хвастаться ими Виктор Алексеевич не любит. 

 

Вот чем наставник рад похвалиться, так это своими учениками, которые, как он надеется, навсегда усвоили правило: трудиться нужно всегда – тогда и других порадуешь, и сам будешь счастлив. В мае работы у наставника прибавляется: самое время начинать собирать бересту. Не успеешь – будешь сидеть с плохим, ломким материалом. А какие из такой бересты поделки? Нет, нужны только хорошие! Вот здесь и нужен кочедык. О том, что это за штука такая, и главное, почему нельзя бездельничать, мы и беседуем с пожилым сельским учителем.

– Виктор Алексеевич, что же вас удерживало и продолжает удерживать в школе?

– В основном, осознание, что это – как-никак, а постоянная работа. Интересная, творческая, постоянная – такая, которая не даёт расслабиться. И ещё уверенность в том, что твоя работа приносит пользу – пусть не сиюминутную, но ты твёрдо знаешь: хоть через годы, но повзрослевшие ученики скажут тебе спасибо. Это и есть главная моя награда: значит, не зря тружусь. Ну не может моя работа быть неблагодарной – она защищена от любых перемен и катаклизмов. Ведь учителя, наставники нужны всегда.

– Неблагодарность труда учителя – это притча во языцех.

– Я не о материальной стороне говорю, а о главной нашей задаче. Дело ещё и в изменившейся психологии детей, их менталитета. Очень часто детское и подростковое стремление к самостоятельности, независимости оборачивается наглой самоуверенностью. Никого не стесняются – ни учителей, ни родителей. И мне, старому, это уже тяжело принимать. Семья сваливает воспитание на школу, школа – на семью, а в результате ни о каком воспитании речи не идёт вообще. А нельзя ли объединить усилия? Не заниматься болтовнёй, перепихивать детей друг другу, а просто вместе их воспитывать, как это было раньше? Получалось ведь неплохо, по-моему.

– Виктор Алексеевич, откуда у вас взялся интерес к берестоплетению?

– Вообще я «технарь»: вёл труды в школе, черчение, машиноведение. Ребята получали права тракториста, водителя. Мой педагогический стаж – за 30. Как-то давным-давно я был на курсах по внешкольному образованию. Там предложили заниматься иво- и берестоплетением, показали основные приёмы. Мне очень понравилось. А как не понравится, когда видишь, что у тебя, оказывается, могут получаться хорошие, крепкие корзины из ивы, поделки из бересты, лапти, солонки, даже сумки! В общем, со временем простой интерес стал настоящим увлечением, таким искренним, что мне удалось увлечь и многих ребят.

Для ребят ивоплетение тяжеловато: нужна большая физическая сила, сама техника много сложнее, чем при работе с берестой. Там кое-где поднажать надо сильно плюс постоянно материал надо держать в горячей воде, иначе ломаться начнёт… Поэтому мы занялись только берестой, а с ивой работают старшие, но таких пока немного. Я, получается, совмещаю всё. А дети у меня занимаются с пятого класса и по выпускной. Сейчас человек сорок всего ходит из всех классов.

– И девушки занимаются берестоплетением?

– А как же! Их, кстати, даже больше, чем парней. Ребята больше с грубыми материалами работают, а тут тонкость нужна, усидчивость. Так что девочки пока всем фору дают – парням на зависть. Здоровое соперничество у них – кто кого переработает. И я, правда, сам удивляюсь: как они так смогли влюбиться в ремесло? Всё-таки, наверное, красота ремесла их привлекает.

– И не смущает, что ради этой красоты, бывает, приходится здорово попотеть, погрустить?

– Грусти уж точно нет – азарт есть, спор с самим собой. Сможешь ты, в конце концов, справиться с этой солонкой, с этим лаптем несчастным, с вазой, которую бабушке готовишь, или сдашься? Сдаваться как-то неинтересно – кто поупорнее, поусидчивее, поупрямей, те и спорят. Бывает, и до слёз, но потом слёзы быстро сменяются улыбкой: «Вот она, красотища долгожданная!» Это же радует, правда?

– А что происходит с готовыми изделиями ребят? Вы их им отдаёте?

– Конечно. Берут домой – бабушек, дедушек, родителей радуют, братьев и сестёр, друзей, соседей удивляют. Но кое-что я оставляю для выставок: надо же показывать другим плоды отказа от лени и умения трудиться для красоты. Интересно бывает смотреть на них, когда показываешь великолепные работы другим. Все восхищаются, уважительно головами кивают, а сам автор так незаметно в сторонке стоит и выдаёт скромно: «Да ладно, чё уж и трудного-то!» Но довольный донельзя, светится прямо как самовар. Хороший такой свет, не пустой.

– Где вы бересту достаёте?

– Сам в лес хожу. Материал такой… проблематичный, скажем. В округе хороших берёз найти трудно, раньше больше было. Приходится ездить на большие расстояния, на болота, в те места, где ведётся заготовка дров. Тут ещё важно, чтобы дерево не испортить. Конечно, дерево не погибнет, если бересту снимаешь с умом, но вид у него не слишком красивый будет. Заготовка бересты у меня всегда в мае – начале июня, когда дерево ещё мягкое. Дальше береста драться не будет – или она будет очень некрасивая, как будто веснушчатая, пробковый слой отлипает… Важно не опоздать с материалом. Весной надрез сделал – береста сама слетает. Она получается красивая, ровная, светлая и тёплая, ярко-жёлтая, даже красная – любо-дорого посмотреть.

Вообще, береста – очень полезный, здоровый материал. Я много научной литературы прочитал по этому поводу. Понятно, что она экологически чистая, это да. Но, кроме всего прочего, она благотворно влияет и на суставы, она же содержит ионы серебра. Получается, что человек лечится, работая или используя изделия из бересты. Лапти же не просто так столетиями носили – ноги были здоровые. Я и дочкам своим сплёл такие, жене, соседям, друзьям – к ноге береста хорошо прилегает, лапти сразу приобретают форму ноги, так что не перепутаешь свои домашние тапки с чужими.

Я ещё сам придумал машинку для резки бересты. Думал, почему люди так часто руки ранят, когда её на полосы режут? Зачем такие страдания? Взял и придумал машинку. Два угольника, лезвия, регулятор ширины ленты, средняя часть выдвигается-задвигается, два винта. Берётся кусок бересты, выбирается нужная ширина, бересту заводим в машинку, тянем, проводим – получаем ленту нужного размера, всё просто. Для младших школьников сам режу, а старшие своими силами обходятся.

Береста – не бумага. Вроде бы с бумагой легче обращаться, а бересту и потянуть иногда надо, сдвинуть, сжать, в общем, силу применить, но, может быть, как раз из-за этого постоянного «диалога» с берестой она и становится роднее, что ли. Больше трёх лет хранить нельзя – становится хрупкой, ломкой. Ухаживать надо с умом. Живой материал, понятный. Впрочем, кому что нравится, я не настаиваю.

– Какие инструменты вы и ваши ученики используете при работе?

– Голову, руки, фантазию и любовь! А если инструменты материальные, то – шило, кочедык, ножницы иногда…

– Кочедык?

– Да, вот такой простой кочедык – шило специальное. Где-то подковырнуть надо, почистить, подтянуть, расслоить, поддеть берестяную ленту – вот кочедык и нужен. Бывает ведь, что ленту нужно расслоить на два-три слоя, это зависит от того, какой тонкости нужен материал, что ты из него делать собираешься. Одно дело – грубые какие-то изделия, другое – что-нибудь совсем мягкое. Скажем, туесок или ваза и лапти, или женская сумочка.

– Вот как? И женская сумочка тоже? Но ведь эта работа требует жуткой усидчивости!

– Точно. Недавно я приболел довольно сильно. Скукотища, голова болит, глаза слезятся – дай, думаю, чем-нибудь полезным займусь. Сел за эти вот сумки женские, стал плести. И так увлёкся, что и про болезнь-то забыл! С неделю примерно работал, в итоге получил две красивые, по-моему, сумочки, которыми дочки очень гордятся.

– Получается, что работа очень даже лечит.

– Я этому и хочу научить ребят: если человек занят делом, то болезни ему не так и страшны, он может с ними прекрасно справиться. Главная болезнь сейчас у нас какая? Правильно: безделье! А к чему оно приводит, тут уж всем понятно – и к глупости, и к пьянству, и ко всем прочим «прелестям». Оно нам надо? Всегда же есть возможность у человека чем-нибудь добрым себя занять, это важно знать с детства, а не бежать на диван, к телевизору.

– Но ведь бывает, что человек остаётся и без работы просто…

– А не надо путать безработицу (тоже, на мой взгляд, совершенно мерзкое явление в наших-то широтах) и безделье! Даже будучи безработным, человек может и должен заниматься делом. Недавно слышал разговор нескольких крепких мужиков во дворе, таких, знаете, «профессиональных безработных»: там пособие снизили, сям цены на водку взлетели, там стянул, сям стырил, там полиция помешала – противно же, честное слово! Какие же это мужики? Сосед мой не выдержал, выходит, говорит: «У меня в гараже работы навалом. Поможете прибраться – заплачу». – «Да ну-у, да фу-у, там же рабо-отать надо»…

– Весной у людей новые надежды, планы. Что пожелаете читателям?

– Здоровых планов и добрых надежд. Достойного, спокойного труда и радости видеть его плоды. Всё будет хорошо – был бы кочедык!

Пётр Михайлович 
Давыдов