Протоиерей Александр Шаргунов - Торжество смирения


15 февраля - Сретение Господне

 

В этом событии содержится нечто великое, то, чем определяется Пятидесятница. Здесь – тайна схождения Духа Святого. Дух Святой почивает на праведном Симеоне, и по вдохновению Духа он приходит в Церковь.

Когда был построен первый Храм, как было обещано Давиду, в нём явилась слава Божия. Бог вдохновляет не только строительство Храма, он показывает Храм как священнодействие. Невозможно было участвовать в богослужении Храма и не быть им потрясённым. Это было действие Святого Духа. Всё было Им вдохновлено – молитвы, гром псалмопения, торжественные выходы и благословения священства. Царица Савская была потрясена и никогда уже не могла этого забыть. И в этом Храме, в этой непрестающей хвале Богу происходит Сретение Бога и человека.

Кто входит в Храм? Храм. И этот Храм – спелёнутый Младенец. Самое удивительное, что здесь находится человек, который – у себя дома. Имя этого человека – Симеон. Оно означает «услышание». Он услышал дыхание Духа, и это было истинное чаяние Пятидесятницы. Если бы не было праведного Симеона и Анны пророчицы, приход Богомладенца в Храм мог остаться совершенно незамеченным. Но этот Храм, входящий во Храм, означает переворот всего. То, что уже было явлено песнью Богородицы: «Величит душа Моя Господа». Открывая Свою чистоту, Бог одновременно открывает Своё смирение. Для обычного ума это трудно понять, но это самое существенное. Потому что нет иного пути для Бога к сретению человека, кроме как умаление Себя.

Бог не приходит к нам, говоря: «Это Я, Бог ваш! Отныне всё будет иным, Я наведу порядок». И раньше – сотни, тысячи лет – Он напоминал, что Он благ, что Он любит сотворённый Им мир. Что же теперь делает Бог? Он показывает нам Свою любовь, как бы упраздняя Себя. Он являет новый путь к нашей встрече с Богом, который есть заповеди блаженств. Путь младенческого смирения, путь крестного самоуничижения, проходящий через Его непостижимую любовь, через Божественное Материнство Приснодевы Марии.
 

Мы видим, сколько раз говорится о Духе Святом в событии Сретения. Это поистине преддверие Пятидесятницы. Праведный Симеон уже опьянён Духом Святым, он, как будет сказано в книге Деяний, «напился сладкого вина». И он принимает Бога в свои руки – вот где самое непостижимо великое. Он берёт Бога в свои руки, он говорит с Богом, он пророчествует о Боге. Пророчествует о Божией Матери с тем видением, которое даёт Дух Святой: «Тебе же Самой душу пройдет оружие». Там, где будет прободение пречистого ребра Спасителя, из которого истекут источники жизни и все наши таинства, из которого родится Церковь, будет присутствовать Божия Матерь и Матерь всех нас. И это возвещение о пронзении бездыханного тела Господа копием есть также возвещение о единстве Его двух естеств. А Пречистая Дева в Своём человечестве предваряет нас в нашем восхождении к Божеству.

Есть только один путь – путь этого младенческого умаления и смирения, в котором раскрывается Пятидесятница Троичной любви. Оттого что Бог так умалил Себя, Он может войти в Храм. Это преимущество Младенца, Которого приносят в Храм и в Котором Духом Святым узнают Бога. Чудо Сретения Господня сокрыто от всех, но сокровенная сила Божия однажды раскроется для всех.

Спросим себя после двух тысяч лет христианства – можем ли мы сказать, что мы поняли это? Но Бог не напрасно посылает Своих святых, чтобы помочь нам. Этих вестников Божиих, которые не дают нам забыть, что значит неотступное милосердие Божие. И среди нынешнего небывалого распада жизни праздник Сретения не лишает многих надежды.

Но эта надежда, может быть, прежде всего разбойника благоразумного, который бросается в объятия Божии в последнюю минуту. Он входит в крестную любовь распятого Господа и обретает доступ к Божественной жизни. Всё это уже содержалось в пророчестве Божией Матери. Бог возносит смиренных, потому что Он Сам смирился, и Он противится гордым. Не для того ли Бог посылает нам всё новые и новые скорби, чтобы мы все увидели, наконец, что есть только один путь – нищеты духовной? Что Бог всегда отдаёт Себя до конца ради самого желанного для человека – Царства Небесного.

Не остаётся больше никакого места для фарисейства. Как я могу чем-либо оправдать себя, как могу заниматься подсчётом того, что имею, если Бог предлагает мне собственное приношение – Своим уничижением в скотиих яслях, Своим преданием Себя в руки человеческие? Только этот путь самоумаления приведёт нас к славе любви – в час, когда Отец Небесный примет Своего Сына. В час, когда Божия Матерь будет стоять у подножия Креста и запечатлеет навеки в Своей душе, что для Бога мы – всё. А затем будет Воскресение, Вознесение и схождение Святого Духа.

Постараемся увидеть, до каких глубин испытывает нас Бог, каким умалением себя и каким совлечением себя мы должны принять Духа Святого в нашей жизни, чтобы войти в храм. Не только святые мученики, не только разбойник благоразумный, но все обыкновенные христиане призваны следовать этим путём.

В том-то и заключается смысл Сретения с Богом, чтобы научиться говорить Ему: «Делай из меня, что Ты хочешь, Господи, умаливший Себя до Младенца, до конца обнищавший на Кресте, чтобы обогатить всех навеки». Праздник Сретения, как и Крест Господень, – это исключительно место всеприсутствия в Духе Святом Пречистой Божией Матери, предстательством Которой даётся нам мужество и благодать.

Протоиерей Александр Шаргунов